ЕРЕВАН, 31 мая – Sputnik. Толчком к 44-дневной войне осени 2020 года, прежде всего, стало то, что премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на митинге в Степанакерте в августе 2019 года, заявил о том, что "Арцах – это Армения, и все", трансформировав вопрос национального самоопределения в территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения высказал бывший вице-спикер парламента, представитель Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.
Сегодня, выступая на "Армянском форуме демократии" в Ереване, премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал войну 2020 года продолжением Апрельской эскалации 2016 года и заявил, что 44-дневную войну в Нагорном Карабахе еще в апреле 2018 года "анонсировал" экс-президент Серж Саргсян.
"Форум демократии — это уже звучит курьезно, поскольку власть в Армении имеет такое же отношение к демократии, как я — к космонавтике. Никол Пашинян, в присущем ему стиле, продолжает вбрасывать в публичное поле большие порции фальсификаций и беспардонных заявлений, пытаясь переложить ответственность с себя на кого-то другого", - заметил Шармазанов.
Он утверждает, что война 2020 года никак не связана с войной 2016-го. В частности, представитель РПА указывает на то обстоятельство, что война 2016 года завершилась военным и дипломатическим успехом Армении. Война завершилась на четвертый день, причем, перемирие запросил Азербайджан, через российский Генштаб.
"В 2016 году Азербайджан не смог захватить ни одного населенного пункта. На переговорных позициях не смог получить какого-либо прогресса. Целью Азербайджана также было подписание нового договора о прекращении огня, но уже без участия НКР, что ему не удалось. Как раз наоборот – Республике Армения, тандему Серж Саргсян-Эдвард Налбандян удалось и в Вене, и в Санкт-Петербурге, при посредничестве и участии президента РФ Владимира Путина, достигнуть проармянских заявлений", - подчеркивает политик.
По его словам, премьер Пашинян уже на второй день после своего избрания предъявил в Степанакерте по сути ультиматум сопредседателям Минской группы, заявив о необходимости изменения переговорного формата. Вызывая недовольство и недоумение со стороны всех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Пашинян включил "зеленый свет" Ильхаму Алиеву для легитимного начала войны, говорит Шармазанов.
На его взгляд, не понимая сути переговоров по Нагорному Карабаху, премьер Пашинян не только отверг переговорное наследие Сержа Саргсяна и Мадридские принципы, но и предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ. При этом Пашинян заявил, что вступает в переговоры от собственной "нулевой" отправной точки (8 апреля 2019 года).
Винит Шармазанов Пашиняна и в том, что вместо укрепления системы безопасности Армении поделил общество на "бывших" и "нынешних", "черных" и "белых", что правительство Армении с его одобрения в переговорном процессе озвучивало нелепый тезис "Новая война – новые территории" и, что, отказываясь от проармянских письменных договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге, вместо этого вывел на арену сомнительные устные договоренности, достигнутые "в лифте" в Душанбе.
Предпосылки для 44-дневной войны возникли также на фоне ухудшения отношений с Россией – главным союзником Армении и необоснованного политического преследования генерального секретаря ОДКБ — основного гаранта в сфере безопасности, полагает Шармазанов. Он напомнил, что на одном из заседаний правительства Армении премьер Пашинян заявил, что, если и будет война, то в сговоре с Россией, тем самым нанося большой удар по ОДКБ и армяно-российским союзническим отношениям.
Бывший вице-спикер армянского парламента уверен — предпосылки для войны были заложены и тогда, когда Пашинян отверг переговорные усилия Минской группы и начал переговоры, по его определению, "с нулевым содержанием и нулевым дипломатическими навыками" с Ильхамом Алиевым тет-а-тет в Мюнхене, причем в прямом эфире. После этого появились новые "мюнхенские тезисы" и были выдвинуты новые условия перед сопредседателями Минской группы.
В заключение Шармазанов указал последнюю причину, по которой Армении не удалось избежать войны в 2020 году. По его мнению, негативное влияние оказал тот факт, что Никол Пашинян отчитывал сопредседателей Минской группы и говорил, что "вы мне должны разъяснить мадридские принципы, а уж я решу, принимать их за основу, или нет".
"В сумме мы получили войну 2020 года. И это только внешние причины. Но есть еще и внутренние. Например, Никол Пашинян заявлял о том, чтобы мы не смели сомневаться в его достоинствах и способностях в качестве верховного главнокомандующего", - заключил Шармазанов.
Он заметил, что в годы президентства Сержа Саргсяна все публичные заявления Армении и сопредседателей Минской группы ОБСЕ по переговорному процессу были созвучны. После апрельской войны на пресс-конференции в Ереване глава МИД России Сергей Лавров четко и ясно отметил: от достигнутых на переговорах договоренностей отказался Азербайджан, а не Армения.
Шармазанов утверждает, что в 2016 году Алиев торпедировал переговорный процесс и потерпел неудачу. А в 2020 году переговорный процесс торпедировал Никол Пашинян, потому и оказался в одиночестве перед лицом войны.