Арам Гарегинян, Sputnik Армения
В Армении впервые за многие годы проведут системную оценку редких металлов. Программу, финансируемую государством, реализует Институт геологических наук Национальной академии наук республики.
Чем перспективна Армения
Медь, молибден и золото, в меньших количествах – цинк и свинец, в Армении добываются давно. В небольших количествах им всегда сопутствуют редкие и ценные металлы, которые, однако, не извлекаются.
Особенность армянской территории в том, что здесь есть разные типы месторождений, имеющие потенциал различных редких металлов. Есть месторождения порфирового типа (Агаракское и Каджаранское медно-молибденовые, Дастакертское молибденовое), там с этими металлами соседствует рений. Есть эпитермальные месторождения (Шаумянское золото-полиметаллическое, Соткское и Меградзорское золоторудные) – там золоту сопутствуют селен, теллур, висмут и германий. Вдобавок, в ряде гранитных массивов, а также в соляных отложениях, будет изучено содержание лития.
Эти и другие металлы приобрели стратегическое значение в последние 20-25 лет. В солнечных панелях, помимо прочего, используются селен, кадмий и теллур, а литий становится все известнее как ключевой компонент в аккумуляторных батареях, в том числе в электромобилях. Показательный пример можно провести на сотовой связи: если в телефонах первого поколения — аналоговых — использовалось около 30 химических элементов, то в теперешних смартфонах – более 70. Ясно, что вопрос не исчерпывается смартфонами: редкие металлы нужны и в оборонной индустрии, и в медицине, и во многих других отраслях. Они будут во многом определять технологическую конкуренцию в ближайшие десятилетия.
"В Армении есть немало зон перспективных по редким металлам, причем не только на действующих рудниках, но и, например, на Абовянском месторождении апагито-магнетитов недалеко от Еревана", - отметил в беседе со Sputnik Армения профессор департамента наук о земле Женевского университета Роберт Мориц, участвующий в программе на правах зарубежного партнера и сотрудничающий с Институтом геологии с 2008 года.
Профессор департамента наук о земле Женевского университета Роберт Мориц
© Sputnik / Aram Gareginyan
Отвалы рудников и литий с солью
Редкие металлы фиксировались и при геологоразведке советского времени. Данные об этом в середине 2000-х годов обобщил покойный доктор геолого-минералогических наук Грачья Авакян. Необходимо обновить эти данные в соответствии с современными стандартам точности, отметил в беседе со Sputnik Армения руководитель проекта, научный сотрудник Института геологических наук, кандидат геологических наук Самвел Овакимян.
"Мы хотим изучить и хвостохранилища перечисленных выше месторождений: коль скоро редкие металлы изначально там есть, то часть их неизбежно попадает в хвосты. Сложность в том, что разные металлы оседают на разную глубину: тяжелые — глубже, легкие – выше. Поэтому образцов нужно будет забирать больше, с разных уровней", — добавил Овакимян.
Поиски лития будут проведены и на Аванском солевом руднике, то есть, в черте Еревана, потому что, как было указано выше, в мире уже есть примеры, когда литий "приправляет" месторождения соли.
По данным, которые Овакимян привел в обосновании проекта, только запасы рения в Армении на некоторых из указанных выше месторождений оцениваются примерно в 590 тонн. На оценочном уровне эти данные признаны на международном уровне и отражены в международных базах. Для сравнения, Геологическая служба США (USGS) в разные годы приблизительно оценивала мировые запасы рения в 13-14 тысяч тонн.
Редкое месторождение недалеко от Еревана
Абовянское апатито-магнетитовое месторождение с содержанием железа и сопутствующими редкими металлами будет изучено особо: эту задачу в научной группе возьмет на себя научный сотрудник Института геологических наук Николай Некрылов. В Армению он прибыл недавно, а до этого работал в Институте вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН.
Научный сотрудник НИИ геологии Национальной академии наук Армении Николай Некрылов
© Sputnik / Aram Gareginyan
"Это месторождение редкого типа, в мире до сих пор нет единого мнения о том, как в них образуется руда: возможно, только от горячей магмы, а возможно – и от горячих водных растворов, которые служат переносчиками руды из глубин Земли", - добавил Некрылов.
Таких месторождений по всему миру не так много, и располагаются они особняком, а не группами, в отличие, например, от медно-молибденовых месторождений на юге Армении. Но, возможно, еще одно месторождение такого типа можно найти на юге Армении, отметил ученый.
Как извлечь все это богатство
После фундаментальных исследований необходимо будет изучить, в каких случаях их добыча будет экономически целесообразна. Здесь все меняется со временем, и намного быстрее, чем мы думаем.
Если проводить аналогии с той же солнечной энергией, то по оценкам всего 10-летней давности ее киловатт-час в Армении должен был стоить 80-90 центов, а сейчас стоит в 15-20 раз меньше. Поэтому может пройти еще 10 лет, и те, казалось бы, мизерные запасы селена или теллура в отвалах Каджаранского рудника (10-20 граммов на тонну) станут выгодными. Поэтому важно, чтобы в Армении начали изучаться и новые технологии извлечения таких металлов.
"Мы сотрудничаем с коллегами в Политехническом университете, Горно-Металлургическом институте, а также в центре "Армбиотехнология", где есть перспективная научная группа, изучающая извлечения металлов при помощи бактерий. Мы будем сообщать коллегам о ходе работ и будем рады, если далее они начнут изучать технологии извлечения", — отметил директор Института геологии, доктор геолого-минералогических наук Хачатур Меликсетян.
Программа рассчитана на 5 лет, а результаты ее исследований намечено опубликовать в ведущих отраслевых научных изданиях (Journal of geochemical Exploration, Mineralium Deposita и других).