ЕРЕВАН, 9 июн – Sputnik. Отработка единой цифровой системы навигационных пломб для контроля грузоперевозок в ЕАЭС начнется с 2024 года. Об этом заявила помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Ия Малкина на брифинге по итогам заседания Межправительственного совета ЕАЭС, прошедшего накануне в Сочи.
Общее соглашение о применении навигационных пломб уже вступило в силу, сейчас стороны работают над документами "второго уровня", где будут прописаны технические подробности их применения. Часть деталей уже утверждена, добавила Малкина.
В ЕЭК рассчитывают, что отработка соглашения на общем, евразийском уровне начнется с 2024 года. До этого страны-члены по своей инициативе "обкатывают" пломбы на конкретных товарах.
Первый эксперимент начали Россия и Беларусь по лесоматериалам и продуктам деревообработки. Второй эксперимент на днях запущен по ряду грузов, которые перевозятся из Кыргызстана в Россию транзитом через Казахстан. В обоих случаях выбраны грузы, с контролем которых ранее возникали серьезные проблемы.
Армения не выдвинула таких инициатив, скорее всего потому, что перевозка неучтенных товаров для нее не столь актуальна. Поскольку у Армении нет общей границы с остальными странами ЕАЭС, то грузы так или иначе проходят досмотр на въезде и выезде из страны. Тем не менее, Армения активно участвует в формировании системы транзитных пломб для общего, евразийского пользования, добавила Малкина.
Во всем мире, в том числе в странах ЕАЭС, широко применяются обычные таможенные пломбы, при помощи которых проверяют, не был ли груз вскрыт или заменен до растаможки. Цифровые пломбы отличаются от обычных тем, что в них заложена вся информация о тоннаже и номенклатуре грузов, об отправителях и получателях. Пломбы также оснащены модулем связи, по которому таможенники могут видеть, где в данный момент находится контейнер. Все это сводит к минимуму необходимость в повторных досмотрах грузов, а значит – ускоряет их передвижение.