ЕРЕВАН, 20 июн — Sputnik. Участие премьер-министра Никола Пашиняна в заседании комиссии по 44-дневной войне имело несколько целей – в очередной раз оправдаться за катастрофическое поражение, обвинить прежнюю власть и сделать себе личный пиар. Такое мнение высказал в интервью Sputnik Армения политолог Сурен Суренянц.
Он обратил, в первую очередь, внимание на дискриминационный подход к организации заседания. До армянского премьера, как известно, на вопросы членов парламентской комиссии отвечали экс-глава МИД, бывший и действующий начальники Генштаба, военные ниже рангом. Но все эти заседания были в закрытом режиме, и соответственно, общественность не имеет никакой информации, о чем говорилось на предыдущих встречах. Например, никто так и не узнал, о чем говорил экс-глава ГШ Оник Гаспарян, да и сам глава комиссии Андраник Кочарян всячески препятствовал журналистам лично общаться с людьми, приглашенными в комиссию.
По мнению Суренянца, если принято решение проводить заседания в закрытом режиме, то данная установка должна действовать для всех.
В целом же, ему непонятно содержание выступления Пашиняна в том смысле, что задача комиссии – путем совмещения дипломатических, политических, военных и государственных фактов прийти к какому-то заключению. Именно поэтому лица, до сих пор приглашенные комиссию и давшие свои объяснения, в свое время подписались под требованием о неразглашении.
"На сегодняшнем открытом заседании не прозвучало ничего нового и тем более конфиденциального. Единственной "новостью" разве что стало то, что оказывается, было несколько вариантов трехстороннего заявления. Но и это можно считать новой деталью лишь с оговорками, учитывая, что ранее уже были некоторые "сливы". Задачей Пашиняна сегодня было обеспечить себе личный пиар. Это настолько отчетливо видно, что никоим образом невозможно скрыть", - сказал эксперт.
Глава правительства воспользовался ресурсами Общественного телевидения, чтобы лишний раз в прямом эфире, путем фальсификации новейшей истории страны, искажениями фактов, манипуляциями возложить вину на всех предшественников, выставить виновными всех, кроме самого себя.
"Если бы мы не были очевидцами всех этих событий и не жили бы в Армении все это время, то нам бы показалось, что действительно Нагорный Карабах был сдан задолго до 2018 года. И Пашинян всего лишь открыл завесу тайны со всех этих деталей переговоров", - добавил Суренянц.
Наш собеседник не исключает, что, сгущая краски и обрисовывая переговорный процесс прошлых лет в столь мрачных тонах, Пашинян готовит информационную почву перед подписанием худшего варианта договора.
Суренянц, будучи не в восторге от деятельности парламентской оппозиции, считает ее решение не участвовать в заседании оправданным. Во-первых, оппоненты власти правы в том, что виновники поражения не могут и не будут раскрывать всю истину. Во-вторых, в странах с развитой демократией комиссии такого рода комиссии обычно возглавляет оппозиция, так как в руках власти и без того существуют важные рычаги в виде прокуратуры, следственных структур и т.д. Комиссии же должны стать инструментом в руках именно оппозиции, чтобы выявить факты, которые не смогли или не захотели раскрыть правоохранители.
И в конце концов, выступление Пашиняна было не показанием, а публичным "спичем", и оппозиция в любом случае не имела бы возможности затрагивать ключевые и принципиально важные вопросы в силу их конфиденциальности. Суренянц считает правильным нежелание оппонентов "генерировать" политическую повестку для Пашиняна.
Напомним, 20 июня премьер Армении принял участие в заседании временной парламентской комиссии по расследованию 44-дневной войны. Впервые обсуждение проходило в открытом режиме. Глава правительства в целом повторил высказанные ранее тезисы о неизбежности потери Нагорного Карабаха, рассказал о деталях подписания ноябрьского заявления. В выступлении Пашиняна "красной нитью" проходила мысль о том, что переговорный процесс в свое время пошел в невыгодном для армянской стороны ключе из-за просчетов трех президентов. В то же время премьер рассказал о нескольких попытках, предпринятых еще в октябре для прекращения огня.