ЕРЕВАН, 20 июн – Sputnik. Переговорный процесс по Нагорному Карабаху и его содержание напрямую зависели от внутриполитической ситуации в Армении. Об этом на заседании комиссии НС по расследованию обстоятельств 44- дневной войны заявил премьер-министр
Армении Никол Пашинян.
По его словам, эта связь, хоть и была естественной, сыграла негативную роль в процессе урегулирования. По его словам, одним из ключевых событий является лиссабонский саммит ОБСЕ и опубликованная первым президентом Левоном Тер–Петросяном статья "Война или мир: момент прийти в себя".
По его словам, статья первого президента вызвала бурную реакцию в армянской политической элите, однако проявлений общественного недовольства не было.
"Статься Тер-Петросяна стала очередным узлом, вносящим путаницу в карабахский процесс. И тому есть несколько причин. Во-первых, спустя год после выборов с сомнительной легитимностью, в которых он участвовал под девизом "Победа, стабильность, прогресс", Тер-Петросян говорил о мире, а не о победе", - заявил Пашинян.
Чтобы обосновать свое заявление, армянский премьер решил рассказать о ряде процессов, которые предшествовали статье Тер-Петросяна. В частности, он напомнил о принятом 1 декабря 1989 года постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха о воссоединении, о провозглашении независимости Армении 21 сентября 1991 года и о провозглашении независимости Нагорного Карабаха 2 сентября 1991 года.
Он также отметил, что по убеждению первого президента процессом урегулирования на экспертном уровне владеют экс-глава Карабаха Аркадий Гукасян, второй президент
Армении Роберт Кочарян, экс-главы МИД Александр Арзуманян и Вардан Осканян, а также бывший советник Тер-Петросяна Жирайр Липаритян. Однако Пашинян заявил, что никаких тайн по переговорам не было, все было опубликовано, но соответствующие документы не были доступны широкой общественности.
По словам Пашиняна, эксперты публично не заявляли о том, что 4 резолюции Совбеза ООН, принятые в 1993 году и фиксировавшие "занятие 7 районов Азербайджана армянскими силами", требовали незамедлительно и без предусловий вывести оттуда войска. В них считалось неприемлемым применение силы для обретения территорий, а Нагорный Карабах именовался "регионом Азербайджанской Республики". Эти документы, добавил Пашинян, не были просто "бумажкой", и предать их забвению было бы нелегко. В связи с этим он отметил, что, хотя саммит ОБСЕ в Лиссабоне в 1996 году не имел юридической силы, но позиция международного сообщества показывала, что оно признает территориальную целостность Азербайджана и предусматривает статус высокой автономии для Нагорного Карабаха в его пределах.