Не успел глава американской дипломатии вернуться из Пекина, как хозяин Овального кабинета в резкой форме высказался в адрес китайского коллеги. Как прошли переговоры госсекретаря США в Поднебесной и что именно вызвало недовольство американского лидера? Об этом – в материале Sputnik Армения.
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Жест отчаяния или спланированная провокация?
Взаимоотношения Пекина и Вашингтона, кажется, рухнули в бездну политического и дипломатического недопонимания. Во всяком случае, слова президента США Джо Байдена, адресованные китайскому лидеру Си Цзиньпину, не могут не привести к серьезным последствиям. Назвать диктатором главу государства, которое рвется в мировые лидеры, – это может быть либо жестом отчаяния, либо целенаправленной провокацией.
Особенно если учесть, что не прошло и суток после того, как Си принял американского госсекретаря Энтони Блинкена. Принял, хотя изначально были серьезные опасения, что во время визита высокопоставленному чиновнику из США придется довольствоваться лишь встречей со своим коллегой. Но в итоге встреча состоялась, чему многие в экспертном сообществе удивились.
Удивились хотя бы потому, что после истории с аэростатом, сбитым американцами в своем воздушном пространстве, китайская дипломатия еще долго не должна была идти ни на какие уступки. Си согласился принять и выслушать Блинкена, даже с какими-то вещами согласился (видимо). Во всяком случае, госсекретарь описывал состоявшуюся встречу в светлых тонах.
Особо отметил, что Китай обещает не поставлять вооружений России для использования на украинском плацдарме. А еще охарактеризовал состоявшиеся в Пекине переговоры как "откровенные и конструктивные". Блинкен сказал, что США придерживаются принципа "одного Китая" и не поддерживают Тайвань в стремлении к независимости (если таковое стремление существует).
Казалось бы, все в полном порядке, и первый шаг для стабилизации отношений между двумя сверхдержавами сделан.
В подобных вещах американская дипломатия не "прокалывается"
Причем сделан этот шаг на фоне глобального кризиса, вызванного процессом формирования нового, многополярного миропорядка. В условиях, когда именно американцы прилагают все усилия, чтобы не допустить лидерства КНР на геополитической арене, а китайцы этому отчаянно сопротивляются. И все бы хорошо, и даже Блинкен мог бы, наконец, облегченно вздохнуть, расслабить узел галстука и вытереть пот со лба, оказавшись на борту самолета, увозившего его из Пекина.
Но недолго музыка играла, недолго прохлаждался госсекретарь на борту своего лайнера. Сенсационное заявление шефа, президента США Джо Байдена, скорее всего, застало Блинкена врасплох и свело к нулю все его старания на дипломатической ниве по ту сторону Тихого океана.
Можно было бы, конечно, списать слова американского президента в адрес китайского коллеги на что-нибудь бытовое. Скажем, дед устал, забыл, зачем и для чего отправил Блинкена за тридевять земель. Бывает же иногда так, что правая рука не ведает, что творит левая, и дипломатическое сообщество в подобных случаях – отнюдь не исключение.
Однако не такова по своей сути американская дипломатия, чтобы "прокалываться" на таких серьезных вещах. Можно не сомневаться, что скандальное заявление Байдена имеет под собой серьезную основу недовольства реакцией Пекина на предложение, привезенное Блинкеном из Вашингтона. Остается лишь понять, китайская реакция на какой из вопросов настолько сильно задела американскую сторону, что та решилась-таки пуститься "во все тяжкие"?
Неужели проблема в прямых контактах между военными структурами?
Точно не Тайвань и уж точно не украинский кризис. Касательно заявлений по Тайваню сенсаций не было, равно и каких-то предпосылок, что позиция китайцев может смягчиться. По части Украины тоже ничего из ряда вон выходящего не произошло: ну не поставляет Китай России ни оружия, ни боеприпасов для использования на украинском плацдарме. И сам Блинкен в Пекине об этом еще раз сказал.
Есть еще вопрос с Северной Кореей, относительно которой американцы уже не впервые обращаются к китайцам – мол, внушите Ким Чен Ыну, повлияйте, пускай свертывает свои ядерные и баллистические программы, и садится за стол переговоров. Но и тут неожиданностей не было: китайцы в очередной раз традиционно (дипломатически весьма взвешенно) отказали, чего и следовало ожидать.
Остается лишь один вопрос, который, кажется, конкретно для американцев звучал более чем важно.
Речь идет о прямых каналах, обеспечивающих постоянные контакты между военными ведомствами двух сверхдержав.
Сам Блинкен выразился так: "Считаю, что наличие таких каналов жизненно важно, и это подчеркивается недавними инцидентами в воздушном пространстве и на море. На данный момент Китай не согласился продвигаться в этом направлении".
Вовсе не исключено, что отрицательная реакция Пекина именно на этот вопрос могла спровоцировать Байдена на столь резкое высказывание.
Ведь без прямых круглосуточных контактов между военными любая провокация со стороны США у Тайваня может обернуться трагедией. А отказаться от демонстрации своей силы в водах вокруг острова американцы тоже не могут. Это будет означать потерять лицо, в первую очередь, перед союзниками. Вот и прорвало…