ЕРЕВАН, 27 июн – Sputnik. Основной целью второго заседания комиссии по 44-дневной войне было перевести стрелки на военных, и премьеру Николу Пашиняну, владеющему всеми приемами манипуляции, это удалось. Такое мнение выразил Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян.
Глава правительства 27 июня ответил на вопросы членов комиссии. Часть заседания, как и предыдущая встреча 20 июня, проводилась в открытом режиме и продолжалась около пяти часов, после чего свою работу комиссия продолжила без камер.
По словам Акопяна, он изначально считал, что проведение заседания комиссии в открытом режиме имеет целью оправдать действия Никола Пашиняна и обвинить армию и предыдущую власть, которая, по мнению премьера его команды, не обеспечила вооруженные силы современными средствами и техникой.
"Если главная задача – сделать армию основным виновником поражения, то все остальное – дело техники, особенно в случае с премьером, умеющим искусно манипулировать и владеющим всеми нюансами этого "искусства". С этой точки зрения, все то, о чем говорил Пашинян сегодня, – детальное осуществление его замысла", - говорит эксперт.
Глава правительства, в частности, отмечал, что еще до сентября 2020 года генералитет заверял его в том, что в случае масштабной войны, хоть армии и придется тяжко, свою задачу она выполнит.
Еще одной мишенью критики армянского премьера, правда в несколько завуалированной форме, - стали союзники Армении, в данном случае Россия.
"Когда говорится об ограничениях на использование ряда вооружений, нужно понимать подоплеку сказанного. Подавляющее большинство вооружений у армянской армии – советского/российского производства, и скорее всего именно на Россию направлены стрелки, которая якобы ограничивала применение ряда средств. Думаю, Пашинян имел в виду "Искандеры" в первую очередь", - рассуждает Акопян.
По мнению нашего собеседника, на Россию Пашинян намекал и тогда, когда говорил, что заявление генералитета 25 февраля 2021 г. с требованием отставки правительства могло иметь внешний след.
За исключением одного-двух эпизодов, выступление премьер-министра в целом повторяло все то, о чем он говорил после войны. Единственной новостью для себя Акопян назвал фразу Пашиняна о том, что у него были некоторые подозрения насчет мотивов передачи ему власти в 2018 г. В ходе заседания премьера спросили, не считает ли он, что предыдущая власть относительно легко уступила ему, так как знала о необходимости будущих уступок по Карабаху и решила выйти из игры, передав эстафету Пашиняну. Премьер заявил, что думал об этом, но подробно останавливаться на теме не стал. На взгляд Акопяна, как бы ни старался премьер обойти вопрос, он, тем не менее, подтвердил имевшиеся у него всегда подозрения, сказав, что его подставили. Насколько это соответствует действительности, в данном случае неважно.
Безусловно, Акопян далек от мысли, что армянская армия была самой совершенной и эффективной. Более того, эксперт и до войны считал вредными разговоры о "самой боеспособной армии в регионе", выступая против того, чтобы превращать армию в "священную корову" и выгораживать ее от всякой критики. Многие тезисы и критические замечания в адрес ВС Акопян разделял и тогда, когда это было не слишком "модно". Но при всем этом, армия была фактором, она решала свои задачи, и в ходе тех же июльских событий 2020 г. в Тавуше она проявила себя достаточно эффективно. И тот же Пашинян, упрекающий сегодня армию, после Тавушской эскалации устроил грандиозное шоу, представив локальные бои как "второй Сардарапат" и удостоив высоких наград десятки офицеров и солдат. Иными словами, премьер унаследовал пусть и не самую боеспособную, но армию, а также определенную площадь территории, которая теперь утрачена. И это главный итог деятельности нынешнего правительства, отмечает политтехнолог.
"Глава государства на то и глава государства, чтобы нести политическую ответственность за достижения и провалы, за победы и поражения, за мобилизацию страны в период войны, за борьбу с пандемией. В каком состоянии армия, финансы, экономика – за все это отвечает высшее руководство страны", - заявил он.
Анализируя выступление премьера, Акопян заявил, что тот расписался в неспособности выстроить эффективную систему безопасности, проводить правильную кадровую политику в вооруженных силах, а также добиться дипломатической поддержки со стороны союзников.