"Во французском сопротивлении Гитлеру больше всего сопротивлялись не этнические французы", - не без сарказма заметил кто-то из исследователей Второй мировой войны. Между тем, героями французского сопротивления часто становились этнические армяне.
Мисак Манушян - один из них. Переехавший во Францию в 1925-ом, расстрелянный гитлеровцами там же в сорок третьем, покоится вместе с женой Мелиной на обычном парижском кладбище, и вот теперь, решением президента страны Эммануэля Макрона, их останки перезахоронят в французском Пантеоне. Манушяны станут первыми иностранными гражданами на кладбище, где лежат самые великие французы: Вольтер, Руссо, Гюго, Золя, Пьер и Мари Кюри…
О Манушяне писали Поль Элюар, Лун Арагон, Шарль Азнавур, семья которого помогала ему скрываться от нацистов. Но ни Вольтер, ни Руссо, ни другие упомянутые выше великие оружия в руках не держали - они прославили себя пером и умом. В этом смысле слова Маяковского "к штыку приравняли перо" для Манушяна в самый раз, ведь у него, командира отряда "Сталинград", кавалера французского ордена "Легион чести", вначале, все-таки, были стихи. Оружие он взял в руки позже, но об этом часто забывают.
Вспомним. Стихотворец Манушян удостоился высокой оценки патриарха армянской поэзии Аветика Исаакяна: Манушян переводил на армянский Бодлера, Верлена, Рембо, издавал литературно-поэтические журналы, в одном из которых ("Занг" - "Звонок") публиковался сам Ромен Роллан. Но вот грянула война. Немцы чуть ли не прогулочным шагом входят в Париж, Манушян с отступающей армией уходит на юг, но вскоре возвращается в столицу - собирать отряд сопротивления.
Тут нам важно не забыть сказать о жене Мисака, Мелине, отвечавшей за связи французской компартии с ее подпольными организациями. Сколько бы ни кляли коммунистов на Западе тогда - и с особым жаром сегодня - но что было, то было: чаще и сильнее всех фашистам противостояли как раз коммунисты.
Разумеется, антифашисты во Франции оккупационного периода не обязательно коммунисты, но ими то и дело становились армяне, волею замысловатых судеб оказавшиеся во Франции.
Напомним. Капитан Б. Петросян, подполковник А. Казарян, майор Д. Минасян, капитан Л. Титанян - все активные участники Сопротивления, все осуждены после войны советским судом.
Основание? "Находясь в лагерях военнопленных, в разное время изменили родине и поступили на службу в немецкую армию". Абсурд на грани фантастики! Все впоследствии оправданы и удостоены высших боевых наград Франции.
Но тут, прежде чем вернуться к Манушяну, напомним о Ованесе Асряне, водрузившем над Эйфелевой башней французский флаг. По рассказам боевых друзей и прежде всего командира отряда Чардо Хачатряна дело было так.
1943 год. Переодевшись в форму немецкого офицера и держа на поводе овчарку соответствующей породы, Асрян подошел к скучающему патрулю.
"Будьте внимательны. Повсюду снуют партизаны!". (Немецкий он выучил в концлагере). Оставил собаку на попечении солдат, поднялся наверх, сорвал немецкий флаг и водрузил французский. Спустился вниз, забрал овчарку, на всякий случай еще раз подтвердил патрулю о вездесущих партизанах и скрылся.
Утром лидеру французской компартии Морису Торезу доложили: "Задание выполнено!". Проснувшись и увидев развевающийся над городом флаг, французы ликовали.
...Между тем сигналы, но совсем иного рода, шли французам от оккупационных властей. "Манушян - армянин, лидер банды, пятьдесят нападений, сто пятьдесят убитых, шестьсот раненых".
Чтобы добиться цели, нацистами был обыгран излюбленный национальный момент. Предатели-вишисты и фашистские партайгеноссе акцентировали внимание на иностранном происхождении как Манушяна, так и остальных членов его группы, объявленных немецкими властями террористами.
А ведь и в самом деле в группе было восемь поляков, пять итальянцев, три венгра, двое армян, испанец, одиннадцать евреев, одна румынка. Чем не интернационал?
...Мисака Манушяна арестовали 22 июня, в день нападения Германии на Советский Союз. Гестапо отправило его в лагерь "Компьен", откуда спустя два года Манушян бежал и присоединился к отряду "Сталинград".
Далее почти тридцать нападений на оккупантов, включая операцию по ликвидации коменданта Парижа генерала фон Шамбурга, а также отличавшегося массовыми расстрелами штандартенфюрера СС Юлиуса Ритера.
Немцам и в самом деле было за что ненавидеть Манушяна. Он был схвачен на подпольной квартире. Спустя три месяца его вместе с двадцатью одним подпольщиком казнили.
Единственную женщину в группе вывезли в Германию и расстреляли там. Почему в Германии, никто не знает.