Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Уже давно получение шенгенской визы превратилось в изнуряющее и нервное дело. Самой сложной частью этого процесса стало бронирование дня для собеседования в посольствах, консульствах или визовых центрах. В группах в соцсети Facebook*, посвященных туристическим темам, появляется множество однотипных постов – "помогите взять день в посольство". Помощники находятся, и конечно же, помогают они не бесплатно. Сумма за такие услуги колеблется в пределах 20-80 тысяч драмов, в зависимости от того, насколько "безнадежно" посольство, в которое вы стремитесь попасть, или насколько близка дата поездки. Причем, в эту сумму входит только бронирование даты, она не включает в себя ни помощь в подготовке документов, ни консульские сборы.
Получается, что, с одной стороны, Европа становится более доступной благодаря лоукостерам, с другой – крайне недоступной из-за невозможности получить визу. Директор туристической компании "Эни Виш" Алина Петросян настроена довольно пессимистично и не питает надежд на решение этой проблемы. Говорит, что ситуация со временем только усугубляется. Она не понимает, как такое может быть, чтобы все посольства были "закрыты", и не было возможности забронировать день подачи документов. Директор туркомпании считает, что даже появление на рынке лоукостера и рост числа путешественников в Европу не дает исчерпывающего объяснения ситуации.
"В Армении нет такого количества туристов, чтобы невозможно было забронировать день в какое-нибудь посольство. Если сегодня попытаться забронировать день, то это будет после августа, сентября, а в случае с Италией, например, только в декабре", – говорит наша собеседница.
Среди туристов распространено мнение, что в ситуации виноваты туристические агентства и что они бронируют места, а потом продают их. Алина отметила, что это ошибочное мнение, по крайней мере, туроператоры, зарабатывающие честным трудом, сами оказались в тупиковой ситуации.
"На данный момент есть только одно посольство, в котором можно отменить заранее назначенную встречу, и это место забронирует другой человек – это посольство Франции. В других же диппредставительствах в случае отмены место не становится вакантным. Туристические агентства не могут этого сделать, это делают программисты, которые создают боты для бронирования мест. Бывает, что кто-то отменяет бронь, я вижу, что время освободилось, пытаюсь забронировать, сайт зависает и не работает до тех пор, пока бот не заберет место, и только тогда сайт начинает работать", - рассказывает Алина.
Но и это еще не все. По словам Алины, возникла еще одна проблема, которая усугубляет и без того сложную ситуацию. Некоторые визовые центры и посольства сотрудничают с компаниями, осуществляющими чартерные рейсы, и, в некотором смысле, обязывают покупать билеты на чартерные рейсы, чтобы можно было назначать даты в посольствах.
"Например, так обстоит дело в посольствах Кипра и Греции. Я понимаю, что для их чартеров должны быть фиксированные и дополнительные дни, но я не согласна с тем, что нужно до конца сезона закрывать все места и заставлять туристов покупать билет на чартерные рейсы. Это грубейшее нарушение прав туриста. Посольство Кипра закрыло все виды собеседований до конца августа, и у тебя нет шансов путешествовать в сезон через Wizzair за 100 евро. Если ты покупаешь билет на чартерный рейс, стоимость которого начинается от 400 евро, тебе назначают день", - отмечает специалист.
Например, в испанском визовом центре каждые 15 дней открываются даты на следующие 15 дней. Если не получается или не успеваешь, у них есть специальный прайм-тайм, когда они могут записать на встречу по телефону. В этом случае у компании, осуществляющей чартерный рейс, есть свои места, и это нормально, но и остальные получают шанс.
"С греческим посольством есть еще одна проблема. Когда вы хотите назначить день, вам должны отправить код, нужно ввести его для подтверждения, код никогда не приходит или приходит редко, когда мы жалуемся, нам отвечают, что можно письменно обратиться и нам выделят внеочередное место, и за это берут дополнительные 15 тысяч драмов".
Но как можно работать в таких условиях? По словам Алины, трудно – они понесли большой ущерб. Если сейчас турист обращается к ним, чтобы поехать во Францию, приходится предлагать им купить авиабилет, например, на греческий чартерный рейс, зайти в греческое посольство, полететь в Грецию, и уже оттуда – во Францию.
"Кроме того, что это дополнительные расходы, это еще и в каком-то смысле обман. У всех должна быть возможность обращаться в посольства, получить визу и спокойно ехать в ту или иную страну. Во французском посольстве просто невозможно занять место, в последний раз я брала, наверное, месяца четыре назад. Даже если показывает свободное место, например, 21 сентября, нажимаешь - и оно оказывается закрытым или начинаешь заполнять, и система закрывается либо зависает", - рассказывает Алина.
Наряду со всеми этими проблемами также увеличилось количество странных отказов. Отказывают даже людям, у которых ранее была мультивиза. Количество отказов выросло особенно в посольствах Польши и Греции.
"Раньше у нас не было такого, чтобы человек с оплаченным билетом, гостиницей, многочисленными мультивизами в прошлом получил отказ, сейчас такое бывает, и мы не можем объяснить причины этого нашим туристам. Они в первую очередь видят проблему в нас. Отказы стали непредсказуемыми", - сетует специалист.
Такой непонятный отказ получила Гоар и четверо членов ее семьи. В беседе с нами она рассказала, что они каждый год с семьей отдыхают в разных странах, пять раз бывали на Крите, на этот раз собирались в шестой раз, и получили отказ по какой-то абсурдной, по их мнению, причине.
"7 июня мы обратились, 13 июня получили отказ, 8 августа должны были улететь. Мы писали письма в посольство, много раз звонили, но ответа так и не последовало. Нам сказали, что можем снова подать документы, но сейчас нет открытых дат. В одной из туристических компаний нам предложили купить день в офисе по соседству с каким-то рестораном, заплатив за одного человека 50-60 тысяч драмов",– рассказывает Гоар.
Они против оплаты бронирования на конкретный день, и дело не в деньгах, а в обмане, жертвой которого они становятся. Гоар говорит, что они не единственные, кто находится в такой ситуации — их друзья собирались поехать вдевятером, и всем отказали.
"Они путешествовали даже больше нас. Если я была в 25 странах, то они видели еще больше. Нет никакой уверенности в том, что мы обратимся, и нам снова не откажут".
Алина Петросян уверена, что для урегулирования сложившейся в туристической сфере неразберихи туристические компании должны объединить силы. Но этого не происходит, многие избегают говорить, опасаясь, в этом случае у их турагентств могут возникнуть дополнительные проблемы. В результате все либо смирились, либо ищут "обходные пути". По словам Алины, молчание – это не выход, из-за этого все становится только хуже.
По мнению Алины, лучшим решением будет внедрить систему, которую используют посольства Англии и США: заполняешь заявление, оплачиваешь визу, только потом назначается день собеседования. Она уверена, что в этом случае не будет проблем с ботами и чартерами, потому что люди должны войти в систему, заполнить заявки, произвести оплату. Что касается обращений в Комитет по туризму, Алина отметила, что в прошлом такие разговоры были, и они слышали в ответ, что Комитет специализируется на въездном туризме, потому что в случае выездного деньги уходят из страны. Она считает, что этим вопросом должен заниматься МИД, но, опять же для обращения во внешнеполитическое ведомство страны представители сферы должны объединиться, а этого не происходит.
*Деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.