ЕРЕВАН, 9 июл — Sputnik, Марианна Пайтян. Бывает такое в жизни — 26 лет ходишь как большинство людей на двух ногах, и в один не совсем прекрасный день, теряешь одну из них. Капитан воздушно-десантных войск, ветеран армянского спецназа, ныне премиум-тренер Гнел Амбарцумян признается: мягко говоря, нельзя сказать, что после этого ничего в жизни не меняется. Было очень трудно... Гнел несколько лет был командиром подразделения, а в трудный период жизни решил стать командиром самого себя, и приказал себе жить и победить.
Гнел родом из Сюника, родился в 1990 году а Агараке, вырос в Капане. О Первой войне у него остались неизгладимые воспоминания: "Помню: отец, взяв меня на руки, бежит от детского сада, а с противоположной горы звучат выстрелы, азербайджанцы стреляли, летали самолеты. Помню эти звуки".
Стать военным Гнел мечтал с детства, причем это решение он принял под влиянием матери - она хотела, чтобы сын стал офицером. А в 4 года на него надели кимоно и отвели в школу боевых искусств. В те годы он увидел фильм, который стал решающим в выборе профессии.
"В фильме высаживался десант с парашютом, после этой картины я влюбился в небо. Маленькие дети зачастую мечтают стать космонавтами, летчиками, я же с этого дня захотел стать десантником", - говорит он.
Гнел Амбарцумян во время службы
© Photo : provided by Gnel Hambardzumyan
После окончания школы, в 2008 году, Гнел уехал в Россию – учиться в Рязанском институте воздушно-десантных войск. Вместе с ним учились сын полковника Каддафи, сирийские генералы, командный состав воздушно-десантных войск Китая. И поступать, и учиться было нелегко, но это изменило жизнь Гнела. Там он узнал, что офицер не должен быть лишь солдатом, он должен быть хорошо образован. Сам Гнел играет на пианино и саксофоне.
В 2013 году Гнел поступил на службу в ВС Армении в качестве командира группы горного спецназа, а двумя годами позже было принято решение о создании подразделения в противовес элитной азербайджанской бригаде "Яшма". Гнел, как лучший офицер 2-го армейского корпуса, был включен в эту группу.
Гнел Амбарцумян во время службы
© Photo : provided by Gnel Hambardzumyan
"Мы выполняли противодиверсионные действия. Я был старшим разведчиком. В 2016-2017 году у нас было с ними 4 контакта, и мы ничем не уступали им, наоборот. Мы осуществляли очень важные действия в 2016 году во время апрельской войны", - говорит Гнел, и напоминает историю про знаменитый азербайджанский "Урал". 7 апреля 2016 года пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил, что армянский спецназ в районе азербайджанского села Тапкара-Коюнлу конфисковал грузовик "Урал", нагруженный военным снаряжением. Эта операция было проведена Гнелом и его командой.
"Наша группа была очень подготовлена, результативна. О нас в Азербайджане, даже фильм подготовили, показывали своим. В 2016 году мы помешали им продвинуться вперед. Был тяжелый бой с "Яшмой", 25 офицеров погибло с их стороны, одна потеря была у нас. Силами 12 бойцов мы смогли отстоять Талиш, линию соприкосновения", - рассказывает Гнел.
По его словам, во время любого действия был готов к тому, что может не вернуться. Это давало ему возможность максимально сосредоточиться на выполнении задачи, а не на том, как остаться в живых.
В августе 2017 года армянские спецназовцы выполняли очередную боевую задачу в глубоком тылу противника. Шаг вперед и - взрыв... Под ногой Гнела взорвалась мина, оставшаяся еще с Первой Карабахской войны. Сознание он не потерял, понимал, что левой ноги у него больше нет. А его боевой товарищ из-за взрыва временно потерял зрение.
Капитан воздушно-десантных войск, ветеран спец.наза, тренер премиум класса Гнел Амбарцумян
© Aram Nersesyan
"Я сказал парням: оставьте меня здесь, понимал, что понадобится слишком много усилий, чтобы вывести оттуда нас обоих. Готов был остаться, но и в плен сдаваться не собирался - представляете, офицер спецназа в плену, какой стыд. Но парни не бросили меня. Это произошло вечером в 11։30, а вывезти нас оттуда смогли только в 6։40 утра. Это был уникальный случай, когда группа самостоятельно смогла осуществить эвакуацию. О таком в другой стране я не слышал, даже в Израиле за группой посылают чуть ли не целую армию. В регионе же и на постсоветском пространстве такого точно не было", - рассказывает он.
На протяжении нескольких часов истекая кровью, пережив клиническую смерть, Гнел чудом выжил, и началось самое тяжелое... С 17 лет он жил один, самостоятельно, а после ранения даже с постели встать не мог, из-за взрыва ему ампутировали ногу, а позвоночник потерял подвижность. Пришлось заново учиться ходить.
Службу Гнел продолжил уже по линии планирования боевых действий. А в один прекрасный день проснулся и понял, миссия завершена, демобилизовался и уехал в Таиланд, создал клуб боевых искусств, где преподавал каратэ и армейский рукопашный бой. Говорит, там каждый второй - специалист по муай-тай. Нелегко было доказать местным, что армейский рукопашный бой и японское каратэ могут конкурировать с их муай-таем.
Гнел Амбарцумян в Азии
© Photo : provided by Gnel Hambardzumyan
"В конце концов тайцы сказали: мы не знаем, что за остров эта Армения, но у тебя нет проблем, занимайся своим делом. Потом началась коронавирусная пандемия. Тогда ко мне обратились бизнесмены, предложили охранять их интересы в зонах высокого риска: Бирма, Индонезия", - говорит Гнел.
Сегодня Гнел работает в одном из ереванских фитнес-клубов в качестве тренера премиум-класса. Из военной среды ушел, но привычки остались: до сих пор просыпается в 5։30 утра, потому что знает - в 6 общий подъем.
Капитан воздушно-десантных войск, ветеран спец.наза, тренер премиум класса Гнел Амбарцумян
© Aram Nersesyan
Мечта романтична, а цель осуществима, поэтому Гнел не мечтает ни о чем, но ставит перед собой цель. К своей заветной цели идет уже несколько лет: он решил покорить Эверест, составил для этого программу из 4 этапов. Первый этап – восстановление, второй – физическая подготовка, эти он уже прошел. Сейчас ему нужен специальный протез, в Армении нет таких, поэтому нужно поехать в Исландию. Начал сбор средств, необходимая сумма еще не набрана. А когда доберется до Исландии, к этому специальному протезу еще придется адаптироваться 7 месяцев, и только после этого можно ехать в Непал, готовиться к восхождению на Эверест.
Капитан воздушно-десантных войск, ветеран спец.наза, тренер премиум класса Гнел Амбарцумян
© Aram Nersesyan
"Я понял, что должен дойти, должен встать на вершине и сказать – ты можешь. До меня двое с протезами поднимались, я буду третьим. Затем планирую создать фонд, который так и будет называться "Ты можешь", он будет воодушевлять тех, у кого нет больших денег, но есть большие идеи и цели. Наш народ морально подавлен поражением в войне, и это посыл всему обществу – ветеран спецслужб поднимается на самую высокую точку мира, шепчет молитву и говорит: ты можешь".
Капитан воздушно-десантных войск, ветеран спец.наза, тренер премиум класса Гнел Амбарцумян
© Aram Nersesyan
Для реализации проекта нужны $152 тыс. Гнел верит, что если не весной, то летом 2024 года на вершине Эвереста он поднимет флаг, на котором будут написаны имена всех тех, кто помог воплотить в жизнь его цель.