Первый шаг сделан, но... - что мешает Грузии и Армении стать "стратегическими" партнерами

Армения и Грузия анонсировали начало диалога на высоком уровне. Отношения между двумя странами - дружественные и партнерские, однако Ереван и Тбилиси все еще не стали стратегическими союзниками.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 10 июл - Sputnik, Лаура Саркисян. Армения и Грузия готовы решить одну из сложнейших задач - довести уровень партнерских отношений до стратегических. Вопреки множеству внешних факторов, первый шаг по приданию двустороннему взаимодействию стратегического характера уже сделан.
В частности, по итогам визита в Грузию премьеры двух стран Никол Пашинян и Ираклий Гарибашвили достигли договоренности о начале диалога на высоком уровне по стратегически важным вопросам. Официально Армения и Грузия – не стратегические союзники, однако можно утверждать, что главы правительств обеих стран четко обозначили свои позиции: на практике расширять и углублять двустороннее сотрудничество, повышать его уровень.

Стратегический путь в несколько лет

Ереван с 2019 года предлагает Тбилиси углубить отношения и довести их до уровня стратегических. Еще при бывшем премьер-министре Грузии Мамуке Бахтадзе с главой правительства Армении Николом Пашиняном был выработан формат неформальных встреч, который, по сути, был одним из шагов на указанном пути. В 2021 году армянская сторона закрепила свои намерения в отношении Грузии в пятилетней программе правительства.
Ереван обозначил, что продолжит обеспечивать развитие особенных и добрососедских отношений с Грузией, а улучшение коммуникационных связей с Тбилиси имеет стратегическое значение. При этом он планирует углублять связи в политической, экономической, коммуникационной, культурной, гуманитарной и туристической сферах.
Бывший руководитель аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе приветствует намерение глав правительств обеих стран. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что для Еревана и Тбилиси в этом плане создалась наиболее благоприятная атмосфера.
По его словам, на это повлияли внешнеполитический фон, региональная конъюнктура и изменение статуса-кво после второй войны в Нагорном Карабахе.
"Шаг сделан, однако на данном этапе все же рано говорить о стратегическом характере взаимодействия", - сказал он.
В то же время эксперт отметил, что стратегическая глубина позволит сторонам разработать долгосрочный курс внешней политики и решать вопросы на более высоком уровне.

Сверят проекты?

В Батуми премьеры смогли сверить часы, а также тет-а-тет достигнуть определенных договоренностей по представляющим обоюдный интерес вопросам, считает эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он также указал на важность начала диалога, как одного из шагов по развитию взаимодействия и повышению его уровня до стратегического.
Меликян считает, что Еревану и Тбилиси необходимо инициировать и осуществлять как можно больше торгово-экономических и инфраструктурных проектов. Он напомнил, что именно этот весомый фактор позволил довести отношения Тбилиси с Баку и Анкарой до уровня стратегических.
"В обеих странах есть не только взаимопонимание по вопросу инициирования диалога по стратегическим вопросам, но и понимание необходимости дальнейшего углубления отношений с выходом на стратегический уровень взаимодействия. Есть также соответствующее намерение и готовность", - сказал Меликян.
При этом на первых порах речь может идти об активизации инфраструктурных, энергетических, коммуникационных, торгово-экономических проектов и наращивании взаимодействия в сфере туризма и в других отраслях.
Эксперт считает, что до сих пор Еревану и Тбилиси мешало членство стран в разных экономических союзах и форматах безопасности. В обеих столицах на фоне геополитических процессов, противостояния России и Запада, ситуации на Украине и изменения статуса-кво в регионе после войны в Нагорном Карабахе наметилась тенденция к переосмыслению архитертуры двусторонних отношений.
В Тбилиси стали понимать, что баланс сил в регионе нарушен, Баку вышел более сильным по итогам войны, а влияние Турции усилилось, что в определенном смысле увеличило давление на Грузию. По этой причине идеи и подходы, озвученные армянской стороной еще несколько лет назад, наконец-то получили отклик в соседней Грузии.