ЕРЕВАН, 10 июл – Sputnik. Европейский союз не может и не планирует заниматься вопросами обеспечения безопасности на Южном Кавказе. Об этом сказал Sputnik Армения бывший заместитель министра иностранных дел Авет Адонц.
В воскресенье сообщалось, что азербайджанская сторона полностью прекратила газоснабжение Нагорного Карабаха менее чем через сутки после восстановления. Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар выразил разочарование в связи с нарушением обещанной подачи газа. Он выразил надежду на начало диалога Степанакерт-Баку в качестве альтернативы насилию, упомянув наряду с армянским названием Степанакерта и азербайджанское ("Ханкенди", ред.).
По мнению Адонца, план Азербайджана прост – осуществить этническую чистку и "очистить" Нагорный Карабах от армян.
"Перекрытие газа, коридора – все это последовательные шаги на этом направлении: "нет армян - нет проблемы". Азербайджан идет на это даже при том, что власти Армении заявляли о готовности признать его территориальную целостность вместе с Нагорным Карабахом", - сказал Адонц.
Что касается использования Клааром азербайджанского названия Степанакерта, то, по словам бывшего замминистра, в заявлениях ЕС использование этого термина имело место и ранее.
Причину такого подхода, по словам бывшего замминистра, недавно озвучил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, сославшись на то, что власти Армении готовы признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана и ЕС ничего не может сделать. Кроме того, у Евросоюза нет и не планируется какой-либо военный инструментарий для защиты прав 120 тысяч армян.
Да и в целом ЕС никогда, по словам Адонца, не был частью процесса карабахского урегулирования. Этим занималась Франция, которая была довольно гибкой в этом формате. При необходимости она выступала только от своего лица, иногда говорила о позиции Брюсселя.
Вице-президент САР по вопросам Армении Авет Адонц в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Aram Nersesyan
Формально же Евросоюз поддерживал три принципа, которыми руководствовалась МГ ОБСЕ – право на самоопределение, территориальная целостность и неприменение силы.
"ЕС выражал готовность взять на себя обязательства по поддержке в поствоенной ситуации. У ЕС нет инструментария для участия в каких-то ситуациях, связанных с обеспечением безопасности", - отметил Адонц.
Поэтому размещение около 200 европейских наблюдателей на армяно-азербайджанской границе не дает никаких ощутимых результатов.
"Я не знаю, какая повестка у этой миссии. Если она имеет какое-то превентивное содержание в плане безопасности, то она провалится… Если это присутствие направлено на обеспечение интересов ЕС и Запада в регионе в широком смысле (где присутствуют Иран и Россия), то это другой вопрос", - сказал Адонц.
При этом, по его словам, все крупные мировые игроки – США, Россия, ЕС, Иран - в отношениях с Ереваном продвигают только свои интересы, нет акцента на повышение безопасности самой Армении.
Он подчеркнул, что пока Брюссель не признает, что плачевная ситуация в Нагорном Карабахе, азербайджанская политика этнической чистки, проблемы с безопасностью Армении является следствием агрессии Азербайджана в ходе 44-дневной войны, никаких позитивных, а главное практических сдвигов ожидать не стоит.
Ссылка на международное право и конвенции, по его мнению, мало поможет. Сегодня в международном правовом поле такой хаос, что, считает Адонц, уповать на него - занятие неблагодарное. Тот же Международный суд ООН принял решение, и оно не выполняется. Подобные прецеденты были и в прошлом, но реализация действий, обратных решению Суда (полная блокада коридора), в мировой практике - редкое явление.
"Азербайджан надеется на свои военные силы и возможности, на союзника Турцию, у которой непомерные амбиции, связанные не только с Южным Кавказом, но и со Средней Азией. У них есть совместная программа, которую они претворяют в жизнь", - отметил Адонц.
В свою очередь Анкара, являясь членом НАТО, ведет весьма свободную политику, выстраивает невообразимые для членов альянса отношения с Россией.
Но в течение одного дня Турция приняла решение отправить на Украину 4 командиров "Азова", сообщила о строительстве завода "байрактаров", что еще раз свидетельствует о ее непредсказуемости и ненадежности в качестве долговременного партнера.
Что же касается диалога Степанакерт-Баку, о котором упомянул Клаар, то Адонц не представляет, о чем будет говорить Степанакерт и кто будет говорить от его имени.
"О безопасности, об автономии, о независимости – о чем?" - вопрошает Адонц.
И все это в условиях, когда живущие в Нагорном Карабахе люди подвергаются как военному, так и экономическому и психологическому давлению.
"Говорить в условиях такого давления – величайшая ошибка. И я не верю в те международные механизмы, в рамках которых должен вестись диалог, и о которых говорят власти Армении... Чем громче говорят об этом власти Армении, тем сильнее давление на Степанакерт и тем жестче блокада", - сказал Адонц.
Лачинский коридор, связывающий Республику Армения с Нагорным Карабахом, закрыт с декабря 2022 года. 23 апреля Азербайджан перекрыл мост на реке Хакари при въезде в Лачинский коридор и установил КПП. А 15 июня Азербайджан полностью перекрыл движение, в том числе для миротворцев и МККК. 23 июня движение по Лачинскому коридору было восстановлено для транспортировки пациентов из Нагорного Карабаха в Армению.