Голливуд пошел дорогой КПСС: что ждет номинантов "Оскара"

Нельзя ничего диктовать художнику, режиссеру или актеру – такова аксиома настоящего искусства. Однако в Американской киноакадемии, похоже, думают иначе. О новых правилах в американской киноиндустрии – в материале колумниста Sputnik Армения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Подготовленную "Известиями" к выборам в Верховный Совет Армянской ССР газетную полосу предстояло показать первому секретарю ЦК. Замечаний по существу у Карена Демирчяна не оказалось, но под конец возник вопрос.
– Подожди, а Юрика ты откуда взял? – остановил он меня в дверях.
В самом деле, в подборке наказов граждан кандидатам в депутаты у меня значился прославленный чемпион мира, Европы, краса и гордость всех армян, штангист Юрик Варданян.
– Что-то не так? – спросил я.
– Сейчас будет как надо, – ответил Демирчян, поднял телефонную трубку, сказал. – Почему спортсменов, да еще таких, как Варданян, в списке нет?!
Вопрос был решен, как говорится, не отходя от кассы. Таким образом, обнаруженная в нужное время и в нужном месте оплошность журналиста сделала Юрика Варданяна депутатом Верховного Совета Армении.
То, что так называемые "народные избранники" являлись на свет из недр партийного и государственного аппарата, никого не удивляло. Точно так по разнарядке принимали в ряды КПСС, представляли к правительственным наградам, включали в состав делегаций, присваивали почетные звания.
Власти с аптекарской точностью определяли условия, необходимые гражданам для взлета хоть в космос, хоть в председатели общества хорового пения: национальность – коренная или нацменьшинство, женщина-мужчина, партийный-беспартийный, молодой-пожилой… К примеру, если городским головой назначали мужчину, то в заместители к нему, как правило, подбирали женщину. Или наоборот. Попробуй обойти правило. Так было в СССР.
В Академии кинематографических искусств и наук США (состав – 7258 человек), присуждающей вожделенного "Оскара", с будущего года будут поступать точно так, как в Верховном Совете Армянской ССР, подбиравшем кандидатов в депутаты. Отныне новые правила требуют обязательного участия в кинокартине представителей ЛГБТ, национальных меньшинств и людей с ограниченными возможностями. То есть, все фильмы, которые не соответствуют новым критериям, к конкурсу даже не допустят.
Дальше веселее. Не менее трети исполнителей ролей второго плана должны быть женщинами или представителями не белого населения. То же касается и массовки, то же – состава съемочной группы.
Катимся по наклонной дальше. Один из героев второго плана должен обязательно иметь азиатское, африканское или латиноамериканское происхождение, разъясняют американские кинобоссы. Если не будет таких претендентов, значит, их найдут в более слабых картинах.
"Про критерий, где обязательно должно быть 30% женщин, вообще непонятно. И зачем засунули женщин в один ряд с ЛГБТ и людьми с ограниченными возможностями? Будто женщин в кино мало. Да их полно. Бред какой-то", – недоумевают в соцсетях.
К слову. После выхода удавшегося сериала "Чернобыль" британская сценаристка Карла Мари Свит упрекнула создателей фильма в том, что в нем обошлись без чернокожих актеров. Бред!
Как Чаплин благодаря "Малышу" стал армянским детям помогать>>
Как пишет новостной журнал Newsweek, таким кинолентам, как "Список Шиндлера", "Гладиатор", "Джокер", "Ирландец", "Однажды в Голливуде", "Титаник", можно сказать, повезло – теперь уже они не смогли бы претендовать на Оскара в номинации "Лучший фильм".
По логике происходящего, беспокоятся здравомыслящие американские СМИ, следующими объектами для революционных изменений должны стать актерские номинации. И вот уже ряд кинофестивалей отказывается от приза за мужскую и женскую роль отдельно – отныне они будут вручаться на гендерно-нейтральной основе. Маразм крепчает со скоростью курьерского поезда.
И все же считать, будто американский киноабсурд вырос на голом месте, неправильно. Еще свежи воспоминания о кодексе Хейса, принятом в 1930 году, напоминают старожилы кинематографа. Кодекс действовал до 1967-го, погубив немало карьер и проектов.
Была запрещена обсценная (нецензурная), обнаженная натура любого рода, нельзя было показывать в кадре наркотики, белое рабство, межрасовые браки и так далее. Тогда все тоже делалось из лучших побуждений: оградить зрителя от сцен, которые могли бы шокировать простых американцев (Сегодня выражение "Пошел ты в задницу!", без которого не обходится ни один американский фильм, стало для многих родным и близким).
То же самое с постельными сценами. Не так, чтобы прилюдно голыми кувыркаться в кровати хорошо: плохо то, что в западном варианте запрет на эротику – защита морали и нравственности, а в не западном – жесткая советская цензура и ханжество.
Тем временем BAFTA, британский аналог "Оскара", пошла путем старшего брата. Теперь, чтобы победить в конкурсе, учитываются: есть ли среди соавторов, продюсеров фильма женщины, в достаточной ли мере сюжет отражает этнический, религиозный, возрастной состав населения?
– Беда в том, что все это мы уже проходили, – отмечают многие западные СМИ, – Ни к чему хорошему подобное вмешательство в искусство не приводило. Несмотря на известность премии "Оскар" в кинематографическом мире, ее политика, в частности, навязывание расовых и ЛГБТ-стандартов – та же несвобода.
Нельзя ничего диктовать художнику, режиссеру или актеру – такова аксиома любого настоящего искусства, объясняют кинокритики. А то, что делает Американская киноакадемия, больше похоже на цирк.
…В далеком 1936 году Григорий Александров снял фильм с одноименным названием. Краткое содержание кинокартины. Американский аттракцион "Полет на Луну" приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Зная некоторые подробности ее личной жизни, создатель номера шантажирует ее.
Тогда руководство советского цирка начинает готовить свой номер, способный затмить американский. Чтобы не потерять контракт, американский босс пытается опозорить Мэрион, но интригана с позором прогоняют, а Мэрион и ее маленький сын находят в СССР новую Родину. Сюжет не так, чтобы очень, но мы сейчас не об этом.
Смотрите. Григорий Александров – режиссер фильма, русский, Исаак Дунаевский – композитор, еврей, Николай Отто – актер, немец, Джеймс Паттерсон – актер, американец, темнокожий (два в одном), в съемочной группе три женщины. Все, как по новым правилам присуждения "Оскара", между тем, вначале советскому, потом российскому кино статуэтка доставалась всего шесть раз, а оскароносцев, счет которым ведется с 1929 года, тысячи. Так что рассчитывать на своего "Оскара" ни России, ни, тем более, Армении, нечего.
Говорят справедливость – это истина в действии. Ни истины, ни справедливости.