ЕРЕВАН, 26 июл — Sputnik, Арам Гарегинян. Во всех развитых странах одним из механизмов для развития бизнеса остается фондовый рынок. Для программ развития на десятки миллиардов долларов (как у Amazon, Apple или Pfizer) деньги можно найти только на бирже (ни один банк не выдаст таких огромных кредитов). Не случайно, что общий портфель бизнес-кредитов в США составляет 2,8 трлн долларов (по состоянию на конец 2022 года), а общая рыночная капитализация американских компаний в десять с лишним раз больше – более 40 трлн.
Примечательно и то, что по объему ВВП Армения меньше США примерно в тысячу раз, а по капиталу компаний на биржах – примерно в миллион раз. Таким образом, даже при нынешних скромных возможностях, армянская биржа могла бы быть в тысячу раз больше, привлекая инвестиции тысяч граждан. Конечно, у банков есть свои преимущества, и с биржей они дополняют друг друга.
Биржа и банки: 2% против 0,5%
В последние годы в Армении несколько крупных компаний выпустили на бирже облигации (“Спайка”, Ucom, Зангезурский медно-молибденовый комбинат), а недавно Team выпустил акции. Но в масштабах всей экономики эти примеры остаются исключением: в массе своей компании реального сектора Армении (в отличие от финансового) не стремятся выпускать облигации, а тем более акции, и больше доверяют банковским кредитам. Этот подход основан на сравнении доходов и расходов. Поясним подробнее.
И в банке, и на бирже бизнес платит цену за доверие. Чтобы идти на биржу, нужно составлять отчеты и проходить независимый аудит, затем заказывать анализ финансового состояния и котировок ценных бумаг (underwriting) и организацию их продажи (market making). Эти расходы, по оценке Министерства экономики, могут составлять около 2% выпуска ценных бумаг.
Что касается банка, то здесь цена доверия – залог. Расходы, связанные с оценкой залога, составлением кредитного договора и других бумаг, обычно не превышают 0,5% кредита (то есть, расходы оказываются в 4 раза ниже, чем на бирже). Но создаются дополнительные риски и зависимость: если банк сочтет, что риски в экономике слишком выросли, он может разорвать договор и забрать залог. В оценке залога и определении ставки по кредиту последнее слово тоже остается за банком (тогда как проценты по облигациям бизнес может определять сам).
“На нет и суда нет”
Если аппетит риска у банков сокращается, они начинают выдавать кредиты осторожнее. Как раз сейчас аппетит на бизнес-кредиты может быть ниже обычного, так как банки и без того получают значительные комиссионные доходы от обслуживания сделок иностранцев (в 2022 году эти доходы выросли почти втрое). Значительный приток финансов обеспечивают и ипотечные кредиты, спрос на которые остатеся высоким из-за государственной поддержки.
В тени было прохладнее
Если армянский бизнес не хотел привлекать средства не только в банках, но и на бирже, то значит, он получал еще больше выгод от различных “серых” и “черных” схем. Но в последние годы привлекательность таких схем сокращается, по объективным и субъективным причинам. Объективная - в том, что госконтроль становится все строже, а налоговые лазейки одна за другой закрываются. Субъективная причина – в армянских бизнес-традициях: собственник предприятия хочет за всеми мелочами, сверху донизу, следить лично. Между тем, чтобы выйти на биржу, нужно отказаться не только от “черной” бухгалтерии, но и от единоличного управления. Армянский бизнес не был готов ни к тому, ни к другому.
“Здесь, надеемся, менеджеры, получившие образование и международную квалификацию нового поколения, могут изменить мышление в компаниях”, – отмечает в беседе со Sputnik Армения начальник управления по равзитию финансовых инфраструктур Министерства экономики Армении Павел Овакимян.
“Лучше вас разберусь”
Суперцентрализованная система управления видна и по структуре компаний: даже у крупного бизнеса зачастую или нет финансового директора, или под этим названием работает главный бухгалтер. В то время как финдиректор должен не вести бухучет, а управлять активами и составлять планы развития. Все эти функции собственник или генеральный директор компании пытаются выполнять сами, не доверяя отраслевым специалистам (которых в Армении уже не так мало).
Как бизнес хотят привести на биржу
Постановлением, принятым 6 июля, государство оказывает бизнесу, выставляющемуся на бирже, поддержку по трем программам. При выпуске облигаций бизнес будет получать от государства 2% из общей стоимости (но не более 30 млн драмов, или по текущему курсу, около $77 тыс). В течение первых трех лет бизнес может получать еще по 3% в год (но не более 45 млн драмов, или около $115 тыс).
При выпуске акций бизнесу компенсируют 80% связанных с ними расходов, но не более 50 млн драмов. Эти расходы включают внешний аудит, а также услуги, свзанные с выпуском и размещением акций.
Если бизнес, кроме листинга на бирже, хочет получить кредитный рейтинг от международных организаций (компаний “большой тройки”, то есть Moody’s, Fitch или S&P, либо от Scope Ratings), тогда он получит компенсацию расходов в 50% на первое получение рейтинга и выплаты рейтинговой компании в течение первого года. Но компенсацию можно будет получить, только если рейтинг компании окажется не более, чем на две ступеньки ниже, чем суверенный рейтинг Армении (например, если Fitch выдал стране рейтинг B+, то компания не получит компенсацию, если ее рейтинг будет CCC и ниже). Цель поддержки - подтолкнуть бизнес к рейтингованию, которое облегчает работу на внешних рынках и создает большой кредит доверия у зарубежных партнеров.
Важно отметить, что государство хочет поддерживать компании, которые пока не выходят на биржу: поддержка по облигациям и рейтингованию не будет распространяться на банки (и другие финансовые компании), а также на горнорудные компании и предприятия регулируемых отраслей (телеком, газ, вода и электричество). При выпуске акций условия будут чуть менее строгими, учитывая, что акции на бирже в Армении пока никто не выпускает. Здесь из поддержки исключат только банки (и другие финансовые компании).
Пригласят инвестиционные банки
Банки Армении уже предоставляют клиентам услуги, сязанные с листингом на бирже (андеррайтинг и маркет-мейкинг). Но Министерство экономики хочет качественно изменить местный финасовый рынок, пригласив сюда инвестиционные банки, а также авторитетные инвестиционные компании по управлению акционерным и венчурным капиталом, отмечает Овакимян.
Сколько лет продлится помощь
Поддержка предусмотрена на три года. В дальнейшем сроки могут быть продлены, но возможно, увидев потенциальные выгоды биржи, бизнес начнет выходить туда самостоятельно.