ЕРЕВАН, 27 июл – Sputnik. Механизм конфискации незаконного имущества в Армении используется не только для борьбы с коррупцией, но и в любых других случаях, когда владелец не может доказать законное происхождение собственности, сказал Sputnik Армения партнер юридической фирмы "Концерн-Диалог", адвокат Артур Ованнисян, комментируя возбуждение дел против бывших должностных лиц.
"Борьба с коррупцией не предполагает, что нужно стучать в двери ко всем подряд и требовать, чтобы они доказали законность имущества. Для проверки имущества гражданина должно быть обоснованное подозрение в какой-то незаконной деятельности", - сказал Ованнисян.
И в этом случае, если человек не докажет законность происхождения собственности, можно будет ее конфисковать, связав с незаконной деятельностью.
Но закон в Армении, по словам юриста, не предполагает обязательного наличия подозрения в незаконной деятельности для начала проверки.
Получается, что человеку может понадобиться доказывать законность любого имущества с 1991 года. Хотя в 90-ые и после у людей не было никаких правовых обязательств собирать документы, чеки, предвидя, что они могут пригодиться в будущем для доказательства законности приобретений.
В то же время, отметил Ованнисян, по логике международного права, лицо не может быть лишено любого имущества, законность которого не сможет обосновать. Это может касаться лишь того имущество, которое было приобретено в рамках противоправной деятельности.
"Смысл этого был в том, чтобы страны могли активно бороться с коррупцией. Чтобы коррупционеры знали, что не смогут с помощью незаконных схем приобрести имущество и оставить его себе, ведь государство придет за ними", - сказал Ованнисян.
Что касается активного возбуждения в Армении дел по конфискации незаконного имущества в последний период, то даже если они завершатся в пользу государства, то, по мнению адвоката, при обжаловании в ЕСПЧ, страна окажется в уязвимом положении.
Подобные примеры в международной практике уже есть. Например, недавно в рамках дела "Тодоров против Болгарии" суд указал именно на этот нюанс.
"Он указал на необходимость поддержания соразмерности между защитой права собственности и общественным интересом. Для конфискации нужно четко доказать, что имущество приобретено незаконным путем", - сказал адвокат.
В Армении же, по его мнению, в рамках возбужденных уголовных дел власти приходят не за имуществом, а за их владельцами.
"На первом плане оказались одиозные лица из "бывших" (властей, ред.). Действующая власть демонстрирует, что идет за имуществом, которое имеет незаконное происхождение, так как оно награбленное. И это вне зависимости от того, был ли человек богатым прежде, чем занять должность, или нет, занимался ли предпринимательством или нет", - сказал адвокат.
Закон прописан таким образом, что по мнению Ованнисяна, на следующем этапе уголовное дело могут инициировать против любого гражданина, который занимался бизнесом в 90-ых, приобретал имущество. Собранный капитал может быть рассмотрен в качестве полученного преступным путем.
Напомним, экс-президент Армении Роберт Кочарян и его семья приглашены в Генпрокуратуру Армении, в управление по конфискации незаконного имущества. Решением Антикоррупционного суда от 13 июля 2023 года на основании заявления Генпрокуратуры был наложен арест на имущество (на сумму $1,5 млн США, а также около 22 млрд драмов) Кочаряна и семи взаимосвязанных с ним лиц (члены семьи - жена, дети, их супруги).
Несколько дней назад Антикоррупционный суд отклонил ходатайство о прекращении производства о конфискации имущества третьего президента Сержа Саргсяна и его родных.
19 июля в прокуратуру по делу о незаконно нажитом имуществе вызвали родителей министра юстиции Армении Григора Минасяна – Ара Минасяна и его жену Армине Асратян.
В мае генпрокурор Армении Анна Вардапетян перечислила самые громкие дела о конфискации имущества за 2022 г.
Впервые суд в Армении вынес вердикт о конфискации незаконного имущества в марте 2023 года.