ЕРЕВАН, 4 авг - Sputnik. С точки зрения международного права концепция "Отделение во имя спасения" проблематична, неоднозначна и не имеет примеров в международной практике. Тезис об "отделении" впервые был озвучен экс-президентом Армении Левоном Тер-Петросяном после апрельской эскалации 2016 года. Уже во время боевых действий 2020 года он стал муссироваться действующими властями и активно использовался в ходе внеочередных выборов 2021 года. А в последнее время околовластные круги в очередной раз вспомнили об "Отделении во имя спасения".
По мнению эксперта по международному праву, адвоката Ара Казаряна, эта мысль носит сугубо теоретический характер, и не было случая, чтобы она получила воплощение в международном праве, хотя многие в качестве примера указывают Косово. Однако даже в этом случае нет четкой формулировки, что Косово было отделено в соответствии с теорией об "Отделении во имя спасения". Вместе с тем он отмечает, что если этот принцип не применялся до сих пор, то это еще не значит, что его нельзя применить впервые.
"Это исходит из согласия государств. В конце концов, как сформировалось международное право? С согласия государств! Так и были сформированы международные нормы. Если Совет Безопасности ООН или международные субъекты признают законность, то есть соответствие международным нормам тезиса "отделение во имя спасения", значит на этом основании государства могут признать независимость Нагорного Карабаха. Но пока ни один суд не дал ответа на вопрос, соответствует ли эта теоретическая мысль нормам международного права, кроме некоторых ученых-юристов, которые считают ее соответствующей Резолюции по правам человека, поскольку в ее основу положено право на жизнь", - подчеркнул Казарян.
Эксперт в области международного права поясняет, что на самом деле суть данной нормы в том, что если существование национального меньшинства в составе какой-либо страны находится под угрозой, то в качестве спасительной меры рассматривается отделение этой территории от данного государства.
Конкретно в сегодняшних реалиях Азербайджан, оказывая давление, угрожая голодом, пытается "интегрировать", то есть захватить территорию и людей, следовательно, по мнению Казаряна, по этому вопросу можно обратиться в Совет Безопасности ООН.
"По сути, в отношении подобного международного преступления могут быть назначены политические санкции, поскольку блокада с целью доведения до голодной смерти является международным преступлением. Это также преступление против человечности, а в этом случае каждое государство имеет право вмешиваться, исходя из идеи коллективной безопасности. Но это не значит, что это включает в себя идею отделения во имя спасения. Прецедентов пока не было и подобный подход еще должен получить воплощение в международных отношениях", - добавил он.
В свою очередь бывший замминистра юстиции, эксперт по конституционному праву Арам Орбелян считает, что есть гораздо более сильные правовые основы относительно статуса и судьбы Нагорного Карабаха. В частности, признание и оценка НКР как независимого от Советского Союза государства, а не рассмотрение в рамках каких–то других процессов.
В самой формулировке "отделение во имя спасения" специалист по конституционному праву видит методологическую ошибку, поскольку Нагорный Карабах сейчас не в составе Азербайджана, следовательно, непонятно, от чего он должен отделиться.
"Нужно понимать, что формулировка "отделение во имя спасения" условно является одним из проявлений права наций на самоопределение. Нам предлагают приблизительно следующее — говорят, признайте Нагорный Карабах в составе Азербайджана, после чего можно будет поднять вопрос об отделении, чтобы спастись. Говорить об "интеграции" и признании Нагорного Карабаха в составе Азербайджана - это то же самое, что сказать: позвольте устроить геноцид, а потом посмотрим, что будет после него. Я привел немного гиперболизированный пример, но для применения этого принципа нужны четко выверенные политические и дипломатические шаги. Он достаточно проблематичен и неоднозначен", - сказал Орбелян.
Юрист подчеркнул, что Нагорный Карабах сейчас не является частью Азербайджана, сколько бы кое-кто ни говорил, что весь мир признает его частью этого государства. Статус Нагорного Карабаха не ясен и должен быть определен. И факт в том, что Нагорный Карабах никогда не был субъектом международного права в составе Азербайджана. Соответственно, речь может идти о "признании во имя спасения" или "присоединении к Армении во имя спасения".
"Однако для этого нужно иметь четкие дипломатические, геополитические, а также стратегические и военные позиции. Это не одношаговая комбинация, нужно понимать, что различные международно-правовые инструменты действуют не сами по себе, и для применения какой–либо международно-правовой теории необходимо сформировать для нее политические дипломатические предпосылки, и это вполне возможно", - заметил Орбелян.
Он считает, что Армения должна использовать сложившуюся геополитическую ситуацию. Но в таком случае необходимы нестандартные подходы и действия, более креативное использование инструментария международного права и дипломатии, конкретизация подходов и восприятий.