Премьер-министр Армении, возобновивший свои поездки в регионы, заявил о необходимости повысить продуктивность аграрной отрасли экономики. По его мнению, сельское хозяйство Армении сильно отстает в развитии. Что требуется для преобразования и модернизации данного сектора? Об этом рассуждает колумнист Sputnik Армения.
Чтобы встать вровень с экономиками передовых стран, надо меньше говорить и больше делать. Армения стремится стать страной с развитым сельским хозяйством, в частности, животноводством, и уже добилась кое-каких результатов. Между тем, сегодня, как и в прошлом, делу продолжают мешать размытость горизонтов и краснобайство.
Вот уже второй премьер-министр Армении (первым был Тигран Саркисян) подсказывает фермерам, как доить коров. На теплой воде и мягких полотенцах Никол Пашинян долго задерживаться не стал, а взял быка за рога – поддержал идею так называемых "умных хлевов" (к уму мы еще вернемся), обещал дешевые кредиты в приграничных селах с нулевой процентной ставкой.
Если фермеры не захотят брать взаймы и решат основать "умные хлева" на собственные деньги, – объяснял премьер, – правительство готово компенсировать часть затрат, в случае приграничных сел компенсации достигнут аж 70%. Как ни крути, получается: пора браться за ум и тотчас за дело.
Между тем, все знают, что ферма – это не только земля, строения, деньги, но и люди, умеющие работать с землей, разбираться в строениях и тратить деньги с умом, для чего родиться и жить в селе правильно, но недостаточно. Нужно поехать в город, получить там высшее образование, научиться современным технологиям и тому, что буренки должны жить на фермах, где окна в пол, пить минеральную воду под музыку Вивальди и воспринимать робота как друга. Проще говоря, нужны хорошо подготовленные аграрии нового поколения.
Возвращаемся в город. Из 13 314 абитуриентов, подавших заявки на поступление в вузы, в этом году за парты сядут 9 147 молодых людей. По госзаказу смогут учиться 1722 человека, а из отведенных 15 984 платных мест востребовано меньше половины – всего 7 242. Не густо, но уже кое-что.
На кого станут учить вчерашних школьников? Конкурсный ажиотаж традиционно развернулся вокруг таких специальностей, как информатика и информационные технологии, финансы, управление, правоведение, лечебное дело, архитектурное программирование.
А где аграрные направления? А нигде. Они остались невостребованными, и повторяется такое из года в год. Чтобы поправить положение, государство обещает открыть аграрные потоки в школах и специализированных колледжах с привилегией поступать сразу на второй курс в профильном вузе.
Готовится также проект по пересмотру размера стипендий для студентов, обучающихся приоритетным для страны специальностям. В частности, на аграрные и педагогические специальности предполагается, вместо нынешних 5-6 тысяч драмов, выплачивать стипендию в размере 70-77 тысяч.
Уже хорошо, но лучше, если бы это сделали вчера, а не перекладывали на завтра. Бьющая в глаза очевидность: девушек, желающих работать во саду ли, в огороде, практически нет. Даже во времена, когда мечтой многих советских женщин было стать стюардессой международных линий или работать в "Березке" (магазины, торговавшие на валюту и чеки), студенток в Сельхозе и Зоовете Еревана хватало. Получив дипломы, одни работали в поле, другие на ферме, в теплицах, кто-то шел в науку, становился кандидатом, доктором наук. В общем и целом, так или иначе, земля кормила, и не только Армению.
Эпизод из нынешней жизни. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: "Нам не хватает порядка 1,5 млн тонн овощей, и мы завозим их из Марокко, Узбекистана, Китая, Израиля, Азербайджана…".
Армении – члена ЕАЭС, среди названных стран нет. Потому что развитого сельского хозяйства, способного для начала прокормить себя, любимую, в Армении тоже нет.
Признание премьер-министра Никола Пашиняна кабинету министров: "Произведенное в Армении молоко не соответствует требуемым стандартам. Не соответствует, потому что тут мы сталкиваемся с той же проблемой, что и в случае с убоем скота. Мы привыкли, что должны доить корову руками, молоко должны собирать в алюминиевые ведра, ходить по хлеву в резиновых сапогах, а в молоке в обязательном порядке должно быть определенное количество навоза".
Все почти так же, как и 30, и 40, и еще больше лет тому назад, когда покинув хлев, надо было хорошенько отмыться, проветриться и сдать одежду в стирку.
Геворк Ананян, владелец коровника в Араратском районе, может обойтись без водных процедур: он человек умный, и коровник имеет соответствующий. Что бы это значило?
"Высокие потолки, вентиляция, чистота и соблюдение санитарных правил, – вот основные характеристики умного коровника, – рассказал журналистам Ананян. – В настоящее время мы строим новый для племенных телят, на этот раз совместно с Конверс Банком. Мы намерены дальше развиваться, планируем открыть новое производство", – сказал Ананян.
Вообще-то, посещение таких хозяйств хорошо бы иметь в планах экскурсий старшеклассников, чтобы видели и понимали разницу между хлевом и современной фермой, где компьютер решает все, а робот берет на себя самое трудное, нудное, сложное. К примеру, дойку коров.
Робот тщательно очищает место доения, сдаивает первые струи молока и лишь потом подсоединяет вакуумные стаканы. После того, как он собрал молоко, данные о сборе попадают в информационную систему, детализация информации очень глубокая. И можно спрогнозировать на базе этих данных будущую продуктивность, объясняют специалисты.
Коровы роботов не боятся. Они к ним привыкают и даже считают своим другом. После дойки армянские коровы могут вернуться в зону отдыха. Почти как в Дании. Но там сельское хозяйство ежегодно получает субсидий примерно на 7,5 млрд крон, начинающие фермеры до 35 лет вправе брать льготный кредит (под 2-3% годовых) на объекты капитального строительства, а возвращать деньги можно в течение 30 лет.
В итоге: датские животные имеют статус самых здоровых, датские фермы – славу одних из лучших в мире, а датские фермеры – рентабельность в 7-10% годовых.
Хорошо, Дания – далеко, но Краснодарский край России – почти рядом. Предгорье Горячего ключа, ферма, панорамные сетчатые окна с электрическими шторами.
– Ну, примерно такие, как в лучших спа-отелях Краснодарского края, – объясняет журналистам владелец семейной компании Евгений Боровец. – Воду берем из артезианского слоя, она минеральная, лечебная, для животных тоже очень полезная. Как наши "Арзни", "Бжни" или "Дилижан"…
Словом, как говорил Уолт Дисней, "единственный способ начать что-то делать – это перестать говорить и начать делать".