В середине октября в Польше пройдут парламентские выборы, после чего у власти останутся либо консерваторы из "Права и справедливости", либо власть перехватят либералы. Поскольку и те, и другие отъявленные русофобы, Москве во всех случаях ни холодно, ни жарко. Жарко может стать Украине.
Коротко о расстановке сил. Пани и панове под царапающей слух аббревиатурой ПиС ("Право и справедливость") стоят у руля страны с 2015 года, надеются оставаться у дел и дальше, но тут экс-премьер Дональд Туск назначил на первое октября "марш миллионов сердец" и еще неизвестно, сколько из четырехсот шестидесяти депутатов и ста сенаторов парламента будут из ПиС-а, а сколько от "гражданской коалиции". Неизвестность прежде всего оттого, что в процесс вошел и еще неизвестно как и когда будет из него выходить так называемый украинский фактор.
В принципе, дело привычное – каждая политическая сила тянет одеяло на себя. Своеобразна позиция, которую занял лагерь власти, стремящийся отнять голоса у соперников. "Мы будем агрессивны и не станем опускать руки" - делится с Gazeta Wyborcza неназванный политик из ПиС.
Жару в огонь добавляет польское Radio Zet. "Мы помогаем (Украине - ред), мы хотим помогать, мы должны помогать – это в наших интересах, - мягко стелет Ярослав Качиньский. – Но это не должно строиться по принципу "один дает, а другой только берет".
Дает, разумеется, Польша, а берет, и глупцу понятно, Украина. И это еще можно бы пережить, если б спасибо сказали. Как сообщил представитель канцелярии президента Польши в эфире телеканала TVP, Украина в последние месяцы и годы получила от Польши большую поддержку и ей "стоило бы начать ценить это". Тут даже не намек, тут больше оплеуха.
Такие слова спровоцировали скандал между Варшавой и Киевом. В украинский МИД вызвали польского посла Бартоша Цихоцкого. Дипломата уведомили, что "заявления о якобы неблагодарности украинцев за помощь не соответствуют действительности и неприемлемы". Но в борьбе за голоса избирателей все средства хороши и вот уже из ПиС сообщают о том, что намерены сыграть на недовольстве фермеров.
Но не только. К выступающим против незалежной присоединились и молодые незамужние полячки. "Они жалуются на страх перед брачными аферистами и недоступность салонов красоты, куда украинки позанимали все очереди". Такие вот страсти, которые могут показаться потешными лишь на первый взгляд, на второй, более вдумчивый, оказывается, что рассерженный женский электорат составляет пятую часть всех польских женщин.
А тут еще денежная помощь беженцам, прибывающим с берегов Днепра.
По данным Университета Варшавы 60% опрошенных выступают против того, чтобы украинцы получали социальные пособия наравне с гражданами Польши, а 52% опрошенных не хотят, чтобы украинские семьи были участниками госпрограммы страхования, по которой на выплату каждого ребенка уходит 500 злотых или €112.
Тем временем, президент Польши Анджей Дуда сделал заявление, из которого следует, что да, Варшава поддерживает Киев, но у Польши есть свои национальные интересы, которые ей приходится отстаивать. Поэтому, продолжал президент, иногда нужно говорить: мы понимаем, что вы воюете, но помните, что мы живем по соседству и тоже имеем свои обязательства перед польским обществом.
По поводу "иногда" президент явно поскромничал. О необходимости отстаивать национальные интересы говорят уже почти все в Польше и чуть ли не каждый день. Насчет соседства. Слова Анджея Дуда "границ между Польшей и Украиной скоро не будет" не могут не интриговать. О чем речь?
"Надо разобраться, что он имел ввиду, произнося эти слова. Мне не очень понятно. Вроде бы завоевывать Украину польский лидер не обещал. Наоборот, обещал всячески Киеву помогать. Может быть, он имел ввиду, что не будут чиниться препятствия для тех, кто собирается переселиться из Украины в Польшу?", – размышляет заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
"Я бы на месте Зеленского насторожился, - признается эксперт. - Ощущение такое, что, пользуясь нынешним положением, Варшава собирается Украину "прикарманить". Это не исключено, учитывая историю Польши и историю их отношений с Украиной", - отметил он.
История же напоминает о том, что, сосредоточившись на Катынской трагедии, Запад стыдливо отводил глаза от Волыни. О чем речь? Отношения между Польшей и Украиной омрачает незакрытая страница истории, связанная с Волынской резней - убийством от тридцати пяти до ста тысяч этнических поляков на территории Волыни и Восточной Галиции в 1943 году. Таков итог "карательных операций" Украинской повстанческой армии (УПА), боевого крыла Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры (обе организации запрещены Верховным судом РФ) .
"Для поляков это незаживающая рана. Бандера остается героем Украины, и это не плод российской пропаганды. Поляки всегда ожидали от Киева какого-то покаяния, публичного признания преступлений бандеровцев. Но украинцы так и не покаялись. Это дает повод ПиС и "Гражданской коалиции" обвинять друг друга в помощи Украине без получения уступок в важных для поляков вопросах истории", - считают многие политологи.
Раздрай крепчает. "Отношения Польши и Украины, которые ещё несколько месяцев тому назад казались образцом взаимопонимания и солидарности, переживают сейчас настоящий кризис", – отмечают мировые СМИ.
О вероятности прямого участия Польши в боях на Украине говорят уже не только журналисты, но и политики. Обсуждается вопрос о формировании некоего совместного корпуса из польских, литовских и украинских солдат, которые не сегодня-завтра войдут на земли Западной Украины, часть которых Польша считает своими, говорит политолог Александр Зимовский.
Войти, возможно, и войдут, вопрос в том выйдут ли?