Марианна Пайтян, Sputnik Армения
МККК и армянское общество Красного Креста в сотрудничестве с семьями без вести пропавших в ходе 44-дневной войны в Нагорном Карабахе организовали фотовыставку "Молчаливое присутствие: истории ожидания и тоски". Мероприятие приурочено к Международному дню жертв насильственных исчезновений (иначе говоря - без вести пропавших) и проходит в школе искусств мэрии Армавира.
На одной из фотографий запечатлен домашний угол, где ОН любил отдыхать, на другой – тщательно сложенная в шкафу одежда, на третьей – отец, пристально всматривающийся вдаль, в дорогу, по которой сын ушел и больше не вернулся...
Мать пропавшего Гоар Абраамян
© Sputnik / Asatur Yesayants
Гоар ждет сына уже третий год. Она нарисовала сложенные крылья, чтобы описать свое душевное состояние, приписав к рисунку следующие строки: "Это мои сложенные крылья, я расправлю их, когда сын вернется… С нетерпением жду момента, когда дверь откроется, и сын войдет в той же военной форме".
Ее 33-летний сын Авган исчез, оставив жену и троих детей, младшему из которых на тот момент было 3 года. В последний раз с Агваном говорили 17 октября, он был в Джракане.
"Наши дети не могли просто взять и исчезнуть. Постоянно прислушиваюсь к шагам, знаю, что сын вернется" - со слезами на глазах говорит женщина.
35-летний Альберт Мелконян получил повестку прямо 27 сентября [день начала войны] и через два дня уехал, хотя семья была против.
"Каждый день звонил, успокаивал, говорил, что все хорошо. Отправили в Зангелан, попал в окружение", - утирая слезы, рассказывает Шогакат Петросян - мать еще одного пропавшего солдата.
Мать пропавшего Шогакат Петросян
© Sputnik / Asatur Yesayants
Она не теряет веру в возвращение сына.
"Жду и буду ждать...", - рыдая, говорит Шогакат.
"Соскучилась по тому, как ты называешь меня мамой", "Что бы ни случилось, не перестану тебя ждать, папа", "Очень, очень жду возвращения сынули", "Вернись так, чтобы твои дети снова бежали тебе навстречу и кричали: "папа пришел". Так на фотовыставке фотограф Арег Балаян представил истории 18 семей.
По данным Красного Креста, с 2020 по 2022 год без вести пропавшими числятся 298 человек.
"В прошлом году мы провели оценку потребностей, в основном - среди семей пропавших без вести в результате обострения конфликта 2020 года. Это позволило понять проблемы, с которыми сталкиваются семьи в период ожидания и стали базой для запуска программы по поддержке семей", - в беседе с журналистами отметила руководитель коммуникационных программ делегации Международного комитета Красного Креста в Армении Зара Аматуни.
Руководитель программ коммуникации и профилактики Армянского офиса Международного комитета Красного Креста Зара Аматуни
© Sputnik / Asatur Yesayants
По ее словам, были затронуты различные проблемы, в том числе психосоциальные, экономические, юридические и др. Стартовала программа в Армавирской области.
"Семьи сами выступили с предложением организовать общественное мероприятие, на котором смогут поделиться своими эмоциями и ожиданиями", - рассказывает Аматуни.
В итоге идея материализовалась в виде фотовыставки, символизирующей неопределенность, с которой годами живут семьи без вести пропавших.
Отметим, что по данным, собранным МККК, с первой карабахской войны 90-х до сегодняшнего дня около 700 человек числятся пропавшими без вести.