ЕРЕВАН, 31 авг – Sputnik. Цена на бензин в Армении возвращается к адекватным показателям, сказал Sputnik Армения экономист Армен Ктоян, комментируя резкое подорожание топлива в последние дни.
Цена на бензин в апреле 2022 г. доходила до 540 драмов ($1,39) за литр Premium. В конце 2022 года она упала до 380 драмов, но в течение 2023 года постепенно росла. По данным Нацстатслужбы Армении, в июле 2023 г. цена на бензин выросла на 11% в сравнении с июнем и на 10,5% в сравнении с маем. Сейчас бензин марки Premium стоит около 520 драмов ($1,34) за литр.
Ктоян обращает внимание на то, что основными поставщиками бензина в Армению являются российские компании, именно поэтому ситуация в стране сильно зависит от топливного рынка в РФ. В 2019-2020 гг. доля поставок в Армению из Ирана ненадолго выросла, но позже снова снизилась.
"В России на рынке бензина по разным причинам происходят колебания. Недавнее падение цены на бензин было вызвано тем, что нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с падением спроса. Западные страны отказываются от российской продукции, в результате спрос стал падать на фоне сохраняющегося предложения", - отметил Ктоян.
В этот период в Армении цены на бензин снизились до 370-400 драмов. Но, по его словам, нужно понимать, что эта ситуация была беспрецедентной, единичной. И возможно, что в ближайшей перспективе она не повторится.
Позже цена на нефтепродукты в других странах начала расти с учетом риска и кризисных проявлений на мировых энергетических рынках, а в России цены оставались низкими.
Российские компании не были заинтересованы в реализации топлива по низкой цене на внутреннем рынке. Именно поэтому правительство РФ приняло решение компенсировать им разницу, если они продавали бензин на внутреннем рынке дешевле, чем за рубежом. Из-за большой разницы в цене в 2022 г. российские власти выделили на эти демпферные выплаты довольно большую сумму - 2,2 трлн. рублей.
"Наши поставщики, которые могли с учетом членства в ЕАЭС закупать бензин в льготном режиме, воспользовались возможностью, и цены в Армении также не росли, в сравнении с другими странами", - сказал Ктоян.
Однако правительство РФ в условиях нагрузки на бюджет постепенно сократило демпферные выплаты. Естественно, наравне с этим процессом, российские компании начали поднимать цены для потребителей внутри страны.
В конце концов было принято решение, что с 1 сентября выплаты будут сокращены на 50%.
"Компании, работающие на рынке, понимают, что лишатся части доходов, поэтому начали поднимать цены. Если исследовать российский рынок, то можно увидеть, что там в последнее время фиксируются ценовые максимумы", - сказал Ктоян.
Например, за первые 15 дней в августе цена на дизельное топливо в России выросла на 14%.
Но это один из факторов, но, по словам экономиста, есть и другие. Например, раньше рост цен на бензин компенсировался падением курса рубля, но когда ЦБ РФ начал укреплять нацвалюту, этот фактор исчез.
Дополнительный стимул на рост цен оказывают логистические проблемы. Например, несколько месяцев назад были проблемы с сжиженным газом (пропан), цена которого резко возросла.
Как отмечает экономист, поскольку сейчас экономические связи Россия-Запад значительно сократились, то падает и оборот. Раньше большинство логистических цепочек работало в сторону Запада, например, железнодорожные перевозки. Сейчас же направление на Запад меняется в сторону Китая, а это предполагает радикальные изменения в организации поставок.
"Если говорить простым языком, то (из-за больших расстояний) может не хватить подвижных составов для организации перевозок в другие регионы… Это также создает дефицит и повышает цену, в частности, в регионах, откуда мы привозим топливо", - сказал Ктоян.
Все эти факторы влияют на рост цен в России, отражаясь и на Армении. И хотя поставки топлива есть и из Египта, Греции, Ирана, объемы импорта бензина из этих стран в Армению маленькие и не меняют ситуацию.
"Таким образом, цены на бензин в Армении в среднем находятся на уровне других стран, не экспортирующих нефтепродукты", - отметил экономист.
Например, в Грузии и Турции цена примерно на уровне $1,2-$1,3, что сравнимо с ценами в Армении.
Что касается утверждений о том, что в Армении бензин дороже, чем в остальных странах ЕАЭС, то, по его мнению, нужно учитывать ряд факторов. Например, в Беларуси нет транспортных и логистических проблем доставки, Казахстан сам экспортирует нефть. Могут быть субъективные факторы, связанные с неэффективностью управления в Армении. Не исключено, например, что продаваемый сейчас в Армении по высокой стоимости бензин закупался раньше по низкой цене. Но с учетом того, что прогнозировался рост цен, продавцы решили сделать это "заранее".
"Такие процессы могут иметь место, но это не меняет ситуацию в долгосрочной перспективе", - сказал Ктоян.
Что касается прихода в Армению компании Shell и высоких цен, по которым продается бензин на двух ее бензоколонках, то, по мнению эксперта, бензин в Армении не может быть дешевым. У любой компания в цену на топливо заложена себестоимость и дешевле определенного уровня она торговать бензином не может.
Кроме того, рынок Армении не так велик. При этом есть компании, уже утвердившиеся на нем. Им не составит труда успешно конкурировать с Shell, естественно, не злоупотребляя своим доминирующим положением.
Дело в том, что уже давно работающие тут крупные компании обладают обширной сетью заправочных станций, а это создает конкурентные преимущества в сравнении с Shell. У британской компании, конечно, большие финансовые возможности, но это большой вопрос – целесообразны ли большие инвестиции для конкуренции на небольшом рынке.
Отметим, что Армения импортирует 76% дизельного топлива из России, а 10,2% из Ирана. В самом Иране цена на бензин составляет всего 11 драмов за литр, однако на границе страна продает его за 400-500 драмов.