Марианна Пайтян, Sputnik Армения
С изменением границ и дорог в Сюникской области в село Лор пришло не только заметное оживление, но и масса проблем. Пролегающая к этому населенному пункту дорога местами залатана асфальтом, но в целом вызывает не самые приятные ассоциации.
Новая дорога к Капану находится всего в 10 км, где сейчас проводятся масштабные строительные работы. Директор школы Лор Лиана Григорян испытывает по этому поводу противоречивые чувства.
"С одной стороны, дорога радует. Раньше путь до Капана занимал много времени, теперь будем доезжать за 1 час 15 минут, но..."
Лор хоть и не считается приграничным, но все жители села, когда речь заходит о ситуации на границе, указывают на гору Ишханасар, что расположена прямо напротив.
Гора Ишханасар в Сюникской области
© Sputnik / Stringer
"Мы в любом случае под прицелом", — в один голос говорят сельчане, добавляя, что во время сентябрьских событий 2022 года до них доносился грохот артиллерийских орудий, а клубни дыма во время стрельбы были видны невооруженным глазом.
История Лора и самый известный уроженец села
Село получило свое название в честь князя Лорика. Это имя, кстати, весьма популярно здесь и по сей день. А самым знаменитым выходцем из Лора считается поэт Амо Сагиян. Родные места он покинул еще подростком, но связь с домом не прерывал никогда.
"Я не живу в Лоре, но я живу Лором", - однажды написал поэт.
Каждый уважающий себя лорец - от мала до велика - знает наизусть десятки стихотворений Сагияна, и даже обычная разговорная речь зачастую сдабривается здесь цитатами из произведений знаменитого соотечественника.
В 2016 году сбылась мечта лорцев: был, наконец, отремонтирован отчий дом поэта, в котором открылся музей, привлекающий туристов со всех уголков Армении.
Говорят, что Лор всегда считался одним из лучших в Сюнике сел по уровню грамотности населения. И это неудивительно, поскольку славился он своим центром образования и письменности еще в средневековье. Манускрипты, созданные лорскими писарями, дошли до наших дней и хранятся в “Матенадаране”.
Репутация местной школы всегда была очень высокой, чем привлекала детей из соседних деревень. Едут и сейчас, но директор школы Лиана Григорян с сожалением отмечает, что всего за несколько лет число учеников сократилось вдвое. Сейчас здесь обучается 34 ребенка, но есть классы только с одним учеником.
Директор Лорийской средней школы Лиана Григорян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"У нас есть молодежь, но жениться никто не спешит, детей рождается мало. Вот поэтому и такая картина", - вздыхает Григорян.
Многие из выпускников школы получают высшее образование, но, к сожалению, далеко не все возвращаются в родные края.
Медленно, но с верой․․․
В Лоре есть две церкви. Непосредственно у въезда в село возвышается храм Сурб Геворк, построенный в 1666 году. В советские годы его использовали как складское помещение. Около трех лет назад храм начали реставрировать на средства благотворителей. Без государственной поддержки работа продвигается медленно, но верно — вера помогает.
Церковь Сурб Геворг в селе Лор
© Sputnik / Aram Nersesyan
Построенная же в 1686 году церковь Сурб Ованес ремонтируется с 2013 года. Здесь работы тоже продвигаются медленно, но главное – крыша есть, дождь церковь больше не заливает, а стены храма уже украсили фрески.
Церковь Сурб Ованнес в селе Лор
© Sputnik / Aram Nersesyan
К слову, Св. Ованес действовал даже в советские годы, из соседних сел приезжали прихожане, чтобы зажечь свечку и сделать матах (жертвоприношение).
Год обещал быть очень урожайным, но все пошло не по плану
Поскольку в регионе ведутся масштабные строительные работы, некоторые из лорцев сейчас нашли подработку, но основным источником дохода для порядка 370 жителей села остается сельское хозяйство: овощеводство, садоводство, скотоводство и пчеловодство.
"В этом году был чудесный урожай. Видели бы вы наши ореховые деревья. Сельчане с воодушевлением ждали, что соберут урожай и смогут нормально заработать", - рассказывает директор школы.
15 июня по региону ударил ливневый град, который не прекращался на протяжении 47 минут. Он почти полностью уничтожил урожай, повредил деревья, крыши домов и автомобили. Река вышла из берегов и смыла мост.
"Есть сады, которые остались под водой. Все, что было на берегу – лошадь, автомобиль, осел, корова - все смыло водой", - рассказывает руководитель администрации.
Бабушки за 80 говорят, что ничего подобного за всю свою долгую жизнь не видели, добавляет Григорян.
Деревня известна своими яблонями и орешниками, а также фасолью. В этом году не уродилось ничего. Фасоль должны были собрать уже давно, но она только-только зацвела. После стихийного бедствия люди снова купили семена, некоторые – в кредит. Посеяли фасоль, картофель в надежде, что осень будет теплой и долгой, и они успеют собрать урожай, продать и хоть немного заработать.
"Обращались за компенсацией куда только можно – безрезультатно. Даже мост не восстановили, чтобы мы могли переходить на другой берег реки", - сетует Давид Арустамян, который уже 23 года руководит сельской администрацией.
Глава администрации села Лор Давид Арустамян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Град бьет по битому месту", а тут еще и засуха, из-за которой люди не могут скосить траву, чтобы накормить скот. Теперь вынуждены покупать сено. Несколько дней назад глава администрации купил 1 стог по цене 1300 драмов.
"Раньше в это время мы бы обязательно угостили вас медом, вы могли бы посмотреть, как его собирают, но сейчас меда тоже нет. Говорят, под палящим солнцем пчелы теряют память...", - рассказывает Арустамян.
Но все эти проблемы перестают казаться серьезными, когда обостряется ситуация на границе. Ничего, с остальным как-то справимся, лишь бы был мир.
Дорога Север-Юг и ожидание
"Сфотографируйте холм напротив, к вашему следующему приезду его, наверное, уже не будет", - говорит глава администрации села.
Дорогу Север-Юг планируется проложить прямо по холму, точнее – на его месте. Местные утверждают, что холм имеет важное символическое значение: каждый год 9 мая по случаю Дня Победы сельчане разводят на его вершине костер... из шин.
Холм, через который будет проложена дорога Север-Юг
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Вот такой у нас фейерверк", - ухмыляется Арустамян.
Как бы ни было жалко расставаться с холмом, повод для радости все же есть: село наверняка с открытием дороги станет более оживленным и местные начнут задумываться об открытии гостевых домов.
Кстати, лорцы с нескрываемой радостью рассказывают, что в село переехали из Еревана две семьи – вернулись в отчий дом.
"Зачем же они приехали?" - с долей недоумения спрашиваю я.
Сельчане же искренне удивляются моему удивлению.
Как почему? Потому что в Лоре — хорошо!