ЕРЕВАН, 8 сен – Sputnik. ЕАЭС и Иран завершили переговоры по полноформатному соглашению о свободной торговле, сейчас ведется подготовка к его подписанию. Об этом в интервью "Коммерсанту" рассказал министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Для Ирана, отметил Слепнев, это будет первое торговое соглашение такого масштаба. В свою очередь, страны ЕАЭС считают приоритетным рынок Ирана – страны, близкой к Союзу и географически, и политически. Хотя вести бизнес в Иране непросто (страна максимально защищает свой рынок от зарубежных товаров), но, отметил министр ЕЭК, под действие попадет около 90% взаимной торговли. Будут снижены и нетарифные барьеры по правилам ВТО.
"То есть это действительно важное, серьезное системное соглашение, которое, мы уверены, приведет к удвоению нашей торговли с Ираном в ближайшие годы. Мы ждем роста с нынешних $6 млрд до $18–20 млрд", - заявил Слепнев.
Следующее соглашение о зоне свободной торговле, скорее всего, будет подписано с Египтом, но содержательные переговоры ЕЭК готовится завершить достаточно быстро и с Индонезией, и с Объединенными Арабскими Эмиратами. Есть и ряд предложений о переговорах от других стран в Африке и Латинской Америке.
В то же время с Вьетнамом, который первым заключил с ЕАЭС такое соглашение еще в 2016 году, в 2022-м наблюдался спад – и экспорта из ЕАЭС (в том числе металлургической продукции), и экспорта из Вьетнама, включая электронику. Только по мобильным телефонам спад составил около $1 млрд. Поэтому в октябре в Ханое собирается совместный комитет ЕАЭС-Вьетнам, по вопросам имплементации соглашения, который обсудит вопросы, препятствующие развитию торговли.
Слепнев затронул и планы по союзному взаимодействию в такой новой для союза отрасли, как зеленая экономика. Пока что климатическую повестку дня стороны продвигают разрозненно, что создает риски. Рано или поздно придется столкнуться с ситуацией, когда какие-то страны уже начнут взимать с предприятий плату за углеродные выбросы (в том числе чтобы экспортировать товары на Запад), а предприятия других стран этого делать не будут. Возникает вопрос равной конкуренции, отметил Слепнев. Необходимо также создать условия для кооперации по "низкоуглеродным" проектам, отметил министр ЕЭК.
"Например, если российское предприятие в Армении строит гидроэлектростанцию, то, конечно же, мы должны учесть эти самые углеродные единицы (сертификаты о снижении выбросов - ред), как-то поделить их между российским и армянским участниками, верифицировать, чтобы их можно было реализовать на внешнем рынке. Мы должны в Союзе выстроить весь этот блок, а мы пока не создаем им нужных условий", - заявил Слепнев.
Он затронул и проект соглашения об электронной торговле в рамках ЕАЭС. Пока страны далеки от консенсуса по его основным положениям, но ясно одно: удельный вес электронной торговли растет. По оценкам экспертов, к 2030 году ее доля в общей розничной торговле Союза превысит 30%, а отдельно в непродовольственном сегменте – и вовсе 50%. В России эта доля уже составляет 14%, а в целом по Союзу объем рынка электронной торговли за 2022 составил $90 млрд.
"Ситуация, когда поставщик будет из Армении или Казахстана, а потребитель из Белоруссии, перестает быть оригинальной", - добавил министр.
При всем том, для электронной торговли пока не урегулирован формат документов: мало того, что они не едины, они еще и бумажные. Возникает вопрос, как можно говорить об электронной торговле, если она должна сопровождаться толстой пачкой бумажных документов. Разнятся и требования к защите прав потребителя, включая возврат товаров, особенности платежей карточкой или "наличкой", наконец, необходимо решить вопрос о том, как и где хранить личные данные (в том числе историю покупок граждан).
Временное соглашение о создании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС было подписано 17 мая 2018 года и вступило в силу 27 октября 2019-го, сроком на три года. В 2022 году стороны провели несколько раундов переговоров о заключении нового соглашения, а в январе 2023-го подписали о нем меморандум.