ЕРЕВАН, 10 сен — Sputnik. Армяно-российские отношения переживают достаточно непростые времена, и словесные перепалки, взаимные претензии, озвучиваемые официальными лицами двух стран, к сожалению, стали повседневным явлением.
Тем не менее, с точки зрения российского политолога Андрея Арешева, несмотря на всю напряженность, есть возможность вернуть ситуацию в конструктивное русло. Однако для этого прежде всего нужно разобраться в причинах и деталях такой нервозности в двусторонних отношениях. В интервью Sputnik Армения эксперт отметил, что у сторон разные восприятия существующих проблем, разная хронология их возникновения и разная интерпретация тех или иных эпизодов. Вдобавок, отношения активно стараются "подпортить" и извне.
"В российско-армянских отношениях возникали разные вопросы, в том числе и до 2018 года, мы это прекрасно помним. Но их удавалось решать путем оперативного взаимодействия, так сказать, общего языка - и в вербальном, и в более широком смысле. Я думаю, что до определенной степени это удается сделать и сейчас. Просто тот крайне негативный информационный фон, который сопровождает наш двусторонний диалог, и который в ряде случаев инициируется извне противниками доверительных отношений между Ереваном и Москвой, вносит свою деструктивную лепту", - говорит Арешев.
Однако риторика риторикой, а межгосударственный диалог имеет свою специфику, логику. И важно не привносить деструктивный элемент в повседневные контакты и тем более избегать "базарно-эмоциональных" выпадов в адрес друг друга.
Безопасность прежде всего
Одним из ключевых факторов нынешнего всплеска взаимного недовольства стали проблемы Армении в сфере безопасности. В Ереване считают, что возник определенный вакуум безопасности, и он пытается заполнить этот вакуум путем сотрудничества с различными центрами силы. По мнению нашего собеседника, поиски Арменией альтернативных механизмов не стали бы раздражителями в отношениях с РФ, если бы не было сопровождающих деструктивных процессов. В частности, можно вспомнить ту же миссию наблюдателей ЕС в Армении, которая является калькой аналогичной миссии Евросоюза на Украине. Чем занималась эта миссия до начала СВО и сейчас, всем хорошо известно, отмечает Арешев. Он убежден, что у обеспокоенности России размещением миссии в Армении есть объективные основания, особенно с учетом параллельных сигналов из Еревана, свидетельствующих о дистанцировании от той же Организации договора о коллективной безопасности.
Как известно, сохраняя формально членство в ОДКБ, Армения на протяжении нескольких месяцев последовательно понижает уровень своего взаимодействия в структуре. Так, в январе текущего года страна отказалась принимать у себя учения КСОР ОДКБ, в дальнейшем армянский воинский контингент не принял участия в аналогичных мероприятиях на территории других стран-участниц организации. Также в марте Ереван отказался от своей квоты заместителя генсека организации, а в начале сентября отозвал своего поспреда в организации, назначив его послом в Нидерландах. Параллельно руководство страны выступало с критическими высказываниями, упрекая структуру в нежелании или неспособности дать оценку прошлогодней азербайджанской агрессии и оказать помощь союзнику.
Как считает Арешев, Армения – суверенное государство и вправе сама решать, какие механизмы задействовать для собственной безопасности. Но у эксперта нет уверенности в том, что предпринимаемые Ереваном сегодня шаги могут стать достойной заменой ОДКБ.
"Безусловно, роль и значение организации не стоит переоценивать, но и не нужно их недооценивать. Тем не менее, долгие годы Армения активно пользовалась теми возможностями и выгодами, которые подразумевало членство в ОДКБ", - напоминает Арешев.
Римский статут – средство юридической агрессии
Еще одним проблемным моментом стало намерение армянского парламента ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда с целью получить возможность в будущем добиться правосудия над Азербайджаном за военные преступления в Нагорном Карабахе.
Но тонкость ситуации в том, что суд несколько месяцев назад выдал ордер на арест российского руководства. Это обстоятельство придало крайне негативный контекст ситуации с попытками Еревана найти правовую управу на Баку.
По мнению Арешева, безусловно, имеет место некоторое искусственное разогревание темы, связанное с политизированным характером этой международной организации. Запад откровенно использует МУС в качестве инструмента юридической агрессии против России. В этом смысле все движения и заявления, и самое главное, практические дела будут рассматриваться Москвой под углом излишней эмоциональности, подобно тому, как некоторые вопросы, интересующие армянскую сторону, рассматриваются в этом ключе. Тем не менее, эксперт считает реалистичным нахождение взаимоприемлемого решения и компромисса путем необходимых межведомственных консультаций, возможно, с выходом на подписание некоего межправительственного соглашения, которое регулировало бы все эти вопросы и сняло бы озабоченности.
Москва убеждает в пагубности силового сценария
Повсеместным стало утверждение, что с началом специальной военной операции на Украине и затягиванием вооруженного конфликта возможности России влиять на иные проблемные сюжеты на постсоветском пространстве, в частности на армяно-азербайджанское противостояние, значительно сузились. Меж тем, ситуация здесь достаточно взрывоопасная в последнее время. На это обращает внимание и Арешев, заявляя, что активные передвижения и концентрация азербайджанских войск вдоль границ Армении, а также некоторый застой в переговорах значительно повышают угрозу новых боевых действий.
"К сожалению, сентябрь месяц стал некой печальной вехой в новейшей истории региона. Мы помним, что 27 сентября 2020 года начались активные военные действия вокруг Нагорного Карабаха, затем сентябрьская эскалация прошлого года, приведшая к значительным человеческим жертвам. И теперь вот - нынешние передвижения и концентрация войск у границ… Россия так или иначе озабочена этим, и до последнего будет стремиться к мирному решению имеющихся проблем", - отметил он.
Политолог убежден, что Москва сохраняет ресурсы для воздействия на ситуацию. Основной ресурс России в настоящее время – это переговоры на различных уровнях. Это могут быть и формальные, и неформальные контакты с целью донести мысль о пагубности военного сценария до противоборствующих сторон и особенно до тех, кому не терпится решить вопросы военным путем, и кто считает, что наступил идеальный момент для этого.