ЕРЕВАН, 11 сен — Sputnik. У Ирана были и остаются определенные рычаги, чтобы не допустить масштабной эскалации между Арменией и Азербайджаном, но многое зависит от политики Еревана, считают опрошенные Sputnik Армения эксперты.
Ранее представитель МИД ИРИ Насер Канаани заявил, Азербайджан заверил ИРИ в отсутствии намерений начать военные действия против Армении. А последние переброски войск и техники - это обычные мероприятия для подготовки к зимним условиям службы. Заявлению Канаани предшествовали проведение в Баку заседания ирано-азербайджанской военной комиссии, на котором с иранской стороны присутствовал замминистра обороны генерал Мехди Фархи.
Политолог Давид Арутюнов упомянутую комиссию считает важным каналом общения, с помощью которого иранцы попытались ослабить напряженность как в регионе, так и в отношениях с Азербайджаном. Более того, наш собеседник убежден, что если бы у Азербайджана были планы крупномасштабного конфликта с Арменией, то вполне возможно, заседание ирано-азербайджанской военной комиссии не состоялось бы. Учитывая позицию Тегерана, Баку вряд ли пошел бы на контакт с иранской стороной.
Можно также предположить, что азербайджанская сторона на данном этапе больше склонна добиваться уступок от Армении путем дипломатического, военно-политического и экономического давления, хотя силовой сценарий нельзя исключать в любом случае. Тем более, что Баку может нарушить данные обещания, в том числе обвинив Армению в провокациях. Исходя из этого, считать слова иранских официальных лиц стопроцентной гарантией нельзя. К тому же в заявлении иранского дипломата речь идет о собственно армянской территории, а не о Нагорном Карабахе. Более того, Канаани в очередной раз заявил о том, что Нагорный Карабах "является территорией Азербайджана". И Баку никаких заверений по части Нагорного Карабаха не давал, а значит и риск эскалации там остается.
Индийское оружие для Армении через Иран?
В последнее время азербайджанские СМИ активно тиражировали кадры, якобы свидетельствующие о перевозках индийских вооружений в Армению по иранской территории. В Баку в этой связи не скрывали своего недовольства действиями как Нью-Дели, так и Тегерана.
В этой связи Арутюнов считает маловероятным, что путем таких военных контактов с Ираном Азербайджан сможет отговорить его от предоставления Армении своих транзитных возможностей. У Ирана есть свои интересы, и ни одна страна, тем более Азербайджан, не сможет повлиять на позицию своего южного соседа.
Фактор личности в отношениях с Ираном
Безусловно, действующее правительство в Армении могло быть более тонким во взаимодействии с Ираном, более осторожным и учитывающим специфику этого государства. Это позволило бы добиться более активной поддержки со стороны ИРИ в вопросах безопасности, считает Арутюнов. Однако есть и объективные ограничения. Это в первую очередь угроза санкций для Армении со стороны США и ЕС.
"Военно-техническое сотрудничество с Ираном всегда выглядит для Армении заманчивой перспективой, учитывая развитый ВПК Исламской республики, особенно по части беспилотников, отсутствие проблем с логистикой. Но есть и фактор Запада, и неизбежное санкционное давление на Армению", - говорит политолог.
Безусловно, экзистенциальные угрозы, стоящие перед Арменией и диктующие необходимость вооружиться любой ценой, имеют более существенное значение, чем угроза санкций Запада. Но следует понимать, что у Еревана крайне низкий иммунитет к этим санкциям. Отсюда и трудности маневра для Армении. К тому же у самого Ирана также есть определенный порог поддержки Армении, за который он не перейдет в силу разных обстоятельств, в том числе нежелания ввязываться в региональную войну.
Иран подозревает неладное
В то же время иранская сторона с подозрением относится к взаимным визитам армянских и западных официальных лиц, о чем даже заявил вице-президент ИРИ Мохаммад Джамшиди после телефонного разговора премьера Армении и президента Ирана.
Пересказывая детали разговора, Джамшиди подчеркнул, что иранский лидер в разговоре с Николом Пашиняном обратил внимание на контактах Еревана вне формата "3+3", сотрудничестве с иностранцами, проведение с ними военных учений и совершение подозрительных поездок. Все эти обстоятельства, по мнению иранцев, только усложняют ситуацию.
По мнению востоковеда Жанны Варданян, недовольство Тегерана в данном случае могла вызвать недавняя поездка супруги премьера Анны Акопян в Киев. Что касается учений, то речь идет о стартовавших 11 сентября армяно-американских учениях миротворческих сил на территории Армении. Эксперт отметила, что в Иране принята практика до распространения официального релиза, устами помощников иранских высокопоставленных лиц сообщать некоторые детали переговоров. Помощники более свободны в своих заявлениях и риторике.
Напомним, Иран неоднократно заявлял, что будет выступать против любых изменений региональных границ. Тегеран также против идеи экстерриториального коридора из "материковой" части Азербайджана в Нахичеванскую автономию.