Новые проблемы или новые возможности: что даст Римский статут Армении?
Разговоры вокруг Римского статута не утихают. Ереван заверяет, что цель ратификации этого документа - поднять вопрос военных преступлений Азербайджана, и это не направлено против России. Эксперты все же видят риски.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенРимский статут Международного уголовного суда (МУС) будет ратифицирован в полном объеме - такое заявление было сделано Николом Пашиняном 13 сентября, несмотря на ноту протеста МИД РФ в связи с "серией недружественных шагов", включая запуск процесса ратификации Римского статута.
1 сентября стало известно, что правительство направило Римский статут в парламент для ратификации. Он пока не включен в повестку дня заседаний.
Почему так важен для Еревана этот документ и насколько обоснованны опасения Москвы - мы побеседовали с разными сторонами.
Позиция официального Еревана
Если парламент Армении ратифицирует Римский статут (устав Международного уголовного суда) и в его юрисдикцию будет входить территория Армении, это может иметь превентивное значение в контексте преступлений, совершаемых Азербайджаном. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения выразил представитель страны по международно-правовым вопросам Егише Киракосян, представляя правовые возможности Римского статута.
На вопрос, будет ли документ действенным, учитывая, что он не ратифицирован Азербайджаном, Киракосян ответил: "В случае ратификации со стороны Армении документ будет действовать по крайней мере по части того, что вооруженные формирования Азербайджана находятся на суверенной территории РА. Его действие однозначно распространится на азербайджанских военнослужащих, вторгшихся на территорию Армении и совершающих преступления. Могут быть и другие ситуации юрисдикции Римского статута, в отношении которых также может быть обсужден вопрос о правомерности".
Киракосян, однако, не пожелал раскрывать скобок и не пояснил, о каких именно "других ситуациях" идет речь.
При этом Армения предложила России подписать двухстороннее соглашение для юридического урегулирования ситуации, связанной с ратификацией Ереваном Римского статута. Аргумент Еревана таков - 98-я статья Римского статута МУС позволяет снять угрозы армяно-российским отношениям после ратификации документа Ереваном.
Статут не станет панацеей для Еревана
Бывший замминистра юстиции, юрист Арам Орбелян считает "смешным и опасным" то, что путем ратификации Римского статута власти пытаются обеспечить безопасность Армении.
"Статут не решит Карабахского вопроса, поскольку он не будет распространяться на территорию Нагорного Карабаха, пока подход Армении таков, что Карабах - это часть Азербайджана. И, теоретически, задача будет сводиться лишь к тому, имели ли место преступления на территории Армении или нет. В свете сегодняшних примитивных переговоров ни один процесс на территории нашей страны обсуждаться не будет, будь то открытие "коридора", пограничные инциденты или оккупация армянской территории, потому что в конечном итоге встанет вопрос о признании территорий Армении со стороны Баку", - говорит Орбелян.
Наш собеседник пояснил, что в случае ратификации Римского статута и признания юрисдикции МУС Ереван может обратиться в суд с иском о расследовании преступлений, совершенных Азербайджаном на территории Армении. Но это могло быть сделано не против государства, в данном случае против Азербайджана, а против отдельных лиц, совершивших конкретное преступление.
"Действующие власти РА "мягко стелят", говоря - мы ратифицируем, а когда Азербайджан нападет на нас, мы их заставим отвечать по закону. Мы видим, что Азербайджан не выполняет решение Международного суда ООН. Мы видим четкий текст и. о. помощника секретаря бюро по вопросам Европы и Евразии Госдепартамента США о том, что Азербайджан не открывает границу, чтобы вынудить проживающих там граждан подчиниться, но не видим санкций в отношении Баку, слова не подкрепляются никакими шагами. Мы видим заявление ЕС о том, что Азербайджан находится на территории Армении, что он должен вывести свои войска, и опять никакого обсуждения касательно применения санкций не происходит", - констатирует эксперт.
А для того, чтобы МУС имел право совершать определенные действия против Баку или на азербайджанской территории, то либо Азербайджан должен присоединиться к Статуту, либо Совет безопасности ООН должен обратиться в Уголовный суд.
Орбелян считает, что ратификация Статута не только существенно не повысит возможности РА в международных правовых инстанциях, но и может действовать против самой Армении в будущем, например, в случае возможной новой войны реакция Еревана может быть квалифицирована со стороны Баку как преступление. Причем, если Азербайджан не ратифицировал Римский статут, это, по словам Орбеляна, не означает, что Баку не может опосредовано инициировать уголовные дела против граждан Армении или расследования в отношений действий Армении (должностных или частных лиц).
Давление Запада?
Процесс ратификации Арменией Римского статута в последнее время становится одной из причин нарастания напряженности в армяно-российских отношениях.
8 сентября посла Армении в России Вагаршака Арутюняна
вызвали в российский МИД, сделав жесткое представление в связи с "серией недружественных шагов" и выразив ноту протеста, связанную и с Римским статутом. Несмотря на это, премьер-министр Никол Пашинян на днях в парламенте заявил, что документ будет ратифицирован в полном объеме. По мнению Пашиняна, это никак не связано с армяно-российскими отношениями, а проистекает из необходимости решать вопросы безопасности Армении.
Посол по особым поручениям армянского МИД Эдмон Марукян
ранее заявил о том, что Армения направила России предложения по разрешению вопроса, в настоящее время ведется обсуждение (скорее всего, о подписании двустороннего документа).
"Как информированный человек могу сказать, что РФ было сделано предложение по этому поводу, проведена встреча, и процесс идет. Понятно, что Римский статут ратифицируется не против Российской Федерации, а для борьбы с военными преступлениями, совершенными на территории Республики Армения азербайджанской стороной. Наши российские партнеры хорошо об этом осведомлены. Эти дела должны стать объектом международного уголовного преследования", - сказал дипломат.
Министр юстиции Григор Минасян со своей стороны отмечает, что проект Римского статута начал рассматриваться в Армении задолго до того, как Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина.
Оппоненты же парируют - Европа давно внесла вопрос ратификации Римского статута в повестку отношений с Арменией.
"Европейцы давно нас принуждают, просят, требуют ратифицировать его, в том числе в рамках Соглашения об ассоциации, когда я еще работал в министерстве", - вспоминает бывший замминистра юстиции Орбелян, добавляя при этом, что у Армении не было и нет какого-либо юридического обязательства относительно ратификации этого международного документа, по крайней мере, на бумаге.
Но он не исключает, что Ереваном могли быть даны Западу устные обещания в этом вопросе.
Это очередной непросчитанный каприз властей
Свое видение того, как именно повлияет ратификация Римского статута на армяно-российские отношения, в беседе со
Sputnik Армения представил политолог Сурен Суренянц. Он убежден, что на самом деле этот шаг не приблизит Армению к официально заявленному решению правовых проблем. Вместо этого армяно-российские отношения достигнут глубокого кризиса, преодолеть который будет очень трудно.
"Если бы власти Армении это осознавали, Статут не оказался бы в парламенте. Это очередной не просчитанный каприз властей, проявления которого мы видели не раз. Потом для нивелирования подобных демаршей нам приходилось платить более высокую цену, чтобы удовлетворить Москву или любую другую столицу", - сказал политолог.
Суренянц не исключает, что сильное дипломатическое давление со стороны РФ может заставить власти Армении отказаться от намерения ратифицировать Римский статут или хотя бы сделать это с оговорками. Однако, по мнению Суренянца, это может привести к более серьезным проблемам, на этот раз со стороны Запада.
Позиция Москвы
Москва крайне негативно восприняла планы официального Еревана по присоединению к Римскому статуту. В МИД России заявили, что это будет иметь самые негативные последствия для двусторонних отношений, так как "до армянских партнеров изначально была доведена позиция о неприемлемости ратификации Арменией Римского статута МУС в условиях, когда этой структурой выданы "ордера на арест" высшего руководства России".
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, Россия рассматривает действия
Армении как недружественные в контексте возможной ратификации Римского статута МУС.
"Мотивация Еревана должна объясняться и разъясняться армянской стороной. Для чего делается, почему? Они, кстати говоря, представили свои оценки. Но мы рассматриваем подобные шаги как недружественные, о чем неоднократно говорили и армянским нашим друзьям, партнерам по двусторонним каналам. Но уже на каком-то этапе стали говорить в публичной сфере, потому что вопросов стало больше", - отметила она.
Представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что планы Армении ратифицировать Римский статут - "это не то, что мы приветствуем".
"Армения прекрасно знает, что мы не являемся участниками (Римского статута), и Армения прекрасно знает совершенно трудно укладывающееся в голове решение, принятое на основании этого статута. Мы знаем, что в Ереване это очень хорошо известно", - сказал Песков журналистам.
Досудебная палата Международного уголовного суда (МУС), юрисдикцию которого Москва не признает, в марте 2023 года выдала ордер на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой.
Напомним, Армения подписала Римский статут Международного уголовного суда 1 октября 1999 года, но не ратифицировала его. Процесс был прерван 13 августа 2004 года, когда документ был признан противоречащим Конституции страны. Учитывая, что с тех пор Конституция менялась дважды, правительство Никола Пашиняна решило возобновить процесс ратификации международного соглашения и с этой целью еще раз обратилось в КС. 24 марта этого года Конституционный суд постановил, что присоединение Армении к Римскому статуту Международного уголовного суда соответствует действующей Конституции.