После череды тяжелейших испытаний, которые поджидали жителей Нагорного Карабаха с момента 44-дневной войны в 2020 году, им был нанесен последний удар: утрата родины и вынужденное переселение. Люди, спешно покинувшие карабахскую землю, теперь находят приют преимущественно в Сюникской и Гегаркуникской областях РА.
Путь спасения – от Верин Оратах до Мец Масрик
Семья Нарине, состоящая из семи человек, включая трех несовершеннолетних детей, перебралась из мартакертского села Верин Оратах в ее отчий дом, расположенный в общине Мец Масрик (Гегаркуникская область). Нарине и представить себе не могла, что все так плохо закончится.
"Думала, что самое ужасное закончилось в 2020 году. Не представляла, в каком состоянии буду добираться сюда. Душа болит, мы все потеряли. 8 лет прожила в Мартакерте, три войны повидала", - плача, говорит она.
Рядом сидит ее мама – Мариетта, которая со слезами на глазах пытается утешить дочь: "Не переживай ты так. Что было, то прошло. Главное – выжили".
Нарине из числа вынужденных переселенцев из Карабаха в одном из домов Вардениса
© Sputnik
По словам Нарине, в селе Верин Оратах они работали, занимались земледелием, содержали семью, ни в чем не нуждались.
Она благодарит Господа, что ее муж-военнослужащий остался жив и сумел вернуться к семье.
Подобно другим жителям Нагорного Карабаха, Нарине с семьей с большим трудом добралась до Республики Армения.
19 сентября ее старшая дочь возвращалась со школы, когда начался обстрел, ребенок чудом уцелел. Уже ночью, не взяв из дома ничего, в чем были, они выбрались из села, отправились сначала в Дрмбон, потом – в Аскеран и, наконец, оказались на базе российских миротворцев.
"А здесь стреляли в направлении аскеранского полка. Вынужденно отправились в Степанакерт, в одной из школ нам выделили класс, где мы и укрывались. Потом, когда узнали, что есть возможность выехать в Армению, и когда мужчины вернулись с передовой, мы отправились в путь. Ехали на грузовике: 11 детей, 6 женщин и 6 мужчин. Добрались до Лачина, в тот день остановились там, шел дождь, кузов заливало, мы промокли до нитки. Уже на следующий день в 12։30 доехали до моста Хакари, ни на один вопрос азербайджанцев не ответили, проехали границу и в полночь кое-как доехали до Гориса", - рассказывает Нарине.
Во время беседы маму молча и не по-детски серьезно слушала маленькая Эмили. 28 сентября ей исполнилось 7 лет. Задувая свечи на торте, Эмили загадала одно-единственное желание: чтобы не было войны. Ни о чем другом девочка не мечтает.
Маленькая Эмили со своей матерью Нарине из числа вынужденных переселенцев из Карабаха в одном из домов Вардениса
© Sputnik
Хотя сейчас Нарине с семьей находится в отцовском доме, однако долго там оставаться не получится, семья большая.
"А куда мне идти с тремя детьми?!" - задается она вопросом.
Женщина надеется, что государство поможет в этом вопросе, предоставив жилье хотя бы в том же селе. На данный момент они состоят на учете в Варденисе (Гегаркуникская область), их заверили, что все будет хорошо. Но когда - неизвестно, вот семья и ждет.
От одной границы до другой
В том же селе действует гостевой дом. Владелец предоставил здание на неопределенный срок вынужденным переселенцам из Степанакерта и села Норагюх Аскеранского района. Сюда въехали уже три семьи.
На момент нашего визита переселенцы переносили вещи из машины, осматривали помещение, остались довольны. Одна из женщин в свойственной карабахцам гостеприимной манере поспешила предложить чашечку кофе.
Две из трех семей соседствовали в Степанакерте, в квартале Кркжан. 19 сентября они подверглись атаке.
"Был хаос, неразбериха, весь город в дыму, азербайджанцы дошли до нашего квартала, работал снайпер. Мы под обстрелами забрали детей и укрылись в подвалах… В тот же день они проникли к нам в дом", - рассказала одна из жительниц Кркжана по имени Виктория.
Узнав о возможности переселиться в Армению, соседи заправили машину бензином, который был припасен ими на "черный день", решив вместе отправиться в путь. В дороге находились 14 часов. Говорят, что это еще хорошо, поскольку многие по три дня добираются до границы (из-за пробок, образовавшихся на этой дороге, переселенцы из Нагорного Карабаха тратят на дорогу много времени).
Виктория из числа вынужденных переселенцев из Карабаха в одном из гостевых домов Вардениса
© Sputnik
Их зарегистрировали в Горисе, затем отправили в Варденис. То, что город тоже приграничный, их настораживает. Переселенцы хотели поехать в Мартуни, но оказалось, что там мест нет. Теперь не знают, что делать.
"Оттуда (из Нагорного Карабаха – ред.) еще едут, пока не решили, не определились, что делать. Боимся, что и здесь может что-то случиться (расстраивается), и нам придется заново испытать все ужасы. У детей и без того стресс. Чем дальше от границы, тем лучше. Выехали из дома, который был на границе, и вновь попали на границу", - поясняет Виктория.
Ее отец добавляет, что их семья в свое время бежала из Баку в Степанакерт, а теперь из Степанакерта пришлось перебираться в Гегаркуник.
"Отсюда куда бежать, не знаю. В нашем районе был кошмар. Кому расскажешь, не поверит. Нужно самому увидеть, чтобы поверить".
Отец Виктории из числа вынужденных переселенцев из Карабаха в одном из гостевых домов Вардениса
© Sputnik
У всех собравшихся в комнате одно желание – мир, и чтобы ни один ребенок больше не увидел то, что увидели их дети. Они готовы работать так же, как работали в Степанакерте, готовы все начать с нуля.
"Все можно воссоздать, а вот вернуть родину…", - в слезах добавляет одна из женщин.
В трех семьях, размещенных в гостевом доме - 3 несовершеннолетних детей. Глава общины уже успел навестить их и предложил, чтобы ребята, пусть даже без документов, стали ходить в школу, чтобы не отстать от учебного процесса и немного отвлечься от грустных мыслей.
Кстати, самый старший из ребят при переезде взял с собой своего верного друга – собаку Джесси. Пока мы беседовали, немецкая овчарка неторопливо осматривала территорию гостевого дома – свой новый объект охраны. Рассказывают, что собака всю дорогу вела себя прямо как взрослый человек, осознающий всю серьезность ситуации. В самом конце Джесси встала рядом со своими хозяевами, чтобы попрощаться с нами.
Джесси присматривает за семьей из числа вынужденных переселенцев из Карабаха в одном из гостевых домов Вардениса
© Sputnik