С февраля этого года государство перестало платить ряду больниц за общую анестезию. Дело в том, что в феврале Государственное здравоохранительное агентство Минздрава Армении, в обязанности которого входит предоставление компенсации организациям, предоставляющим медицинскую помощь и обслуживание в рамках госзаказа, приняло на работу экспертов, которые должны решать, какую сумму и за какое медицинское вмешательство нужно предоставлять финансирование больницам.
Бывали случаи, когда эксперты агентства отказывали в назначенном врачом лечении под общим наркозом для детей с церебральным параличом или аутизмом. Родители возмущены, а эксперты в области здравоохранения и врачи отмечают, что такие случаи противоречат международным стандартам оказания медицинской помощи.
Медработники и большинство родителей молчат об этой проблеме, и, возможно, широкие круги общественности не узнали бы об этом, если бы не подняла шум в соцсетях Седа Даниелян из Еревана.
Женщина рассказала в соцсетях, что ее 6–летнему сыну Микаелу с переломом руки в больнице отказываются удалять металлические спицы под общим наркозом. Медработники отмечают, что с февраля этого года данная процедура проводится без наркоза, и если родитель против, то нужно будет оплатить эту услугу отдельно. Женщина потребовала объяснений в Минздраве, напомнив, что лечение детей в возрасте от 0 до 18 лет в стране бесплатное, однако так и не получила ответа на волнующие вопросы, а извлечение спиц все откладывалось "на потом".
Корреспондент Sputnik Армения для начала побеседовала с матерью мальчика, чтобы лучше разобраться в проблеме.
Выяснилось, что ее сын в начале августа этого года сломал руку, которую пришлось оперировать в медицинском центре "Сурб Аствацамайр". Сломанную руку зафиксировали с помощью спиц, собрав металлическую конструкцию. Через месяц в медцентре сообщили, что удаление спиц нужно провести в поликлинике, поскольку, согласно новым правилам, в больнице эту процедуру больше не проводят.
Мать обратилась в отделение детской травматологии и ортопедии поликлиники при МЦ "Армения", где отказались принять ребенка, пояснив, что эта процедура должна будет проводиться без анестезии, что неприемлемо для работников медучреждения. А если родитель хочет провести процедуру под общим наркозом, то он должен заплатить 220 тысяч драмов ($570).
Чтобы понять, на каком основании и в рамках какого закона Государственное здравоохранительное агентство отказывает гражданам, мы письменно обратились в Министерство здравоохранения Армении, где нам сообщили, что никаких законодательных изменений в плане сокращения бесплатной и льготной помощи и обслуживания детей в возрасте от 0 до 18 лет осуществлено не было.
"Медицинская помощь и обслуживание детей 0-18 лет и сейчас осуществляется на гарантированных государством бесплатных и льготных условиях в рамках пакетов, утвержденных постановлениями правительства, и приказами министра здравоохранения. Удаление металлических конструкций в медицинских организациях осуществляется как без анестезии, так и в условиях местной и общей анестезии, по решению лечащего врача, с учетом медицинских показаний и противопоказаний, возраста пациента, физического и психологического состояния", - сообщили в министерстве.
Поскольку ответ Минздрава не внес ясности относительно полномочий экспертов, мы побеседовали с заведующим отделением детской травматологии и ортопедии МЦ "Армения" Ара Айвазяном.
"Больница отказалась от лечения ребенка, так как во всех предыдущих случаях государство ничего не профинансировало, и истории болезней этих детей все еще "висят на больнице", поскольку агентство считает, что это вмешательство должно быть сделано без обезболивания. А мы считаем, что в больнице не должны проводиться процедуры, которые могут причинить ребенку боль", - сказал Айвазян.
Он пояснил, что в феврале этого года без какого-либо уведомления агентство поставило их перед фактом и изменило коды оказания медицинских услуг, разделило их на подкоды, значительно снизив размер компенсации за некоторые услуги.
"Невозможно как-то прокомментировать, понять, что они говорят. Границы полномочий этих экспертов не определены законом. Кроме того, не уточнено, сколько лет опыта у них должно быть и каким образом их субъективное мнение может быть выше мнения лечащего врача. Мы пишем по две-три страницы медицинского обоснования, они отвечают одной строчкой: "Компенсации не подлежит". Не платят за то, за что не считают нужным. Путей обжалования их решений просто не существует. Мы объясняем все родителям. Например, кто будет отвечать, если спицу не получится удалить с первой попытки, она сломается или выйдет не полностью? Врачи пишут в министерство многочисленные письма, ходят в агентство и все без толку", - сетует он.
Отметим, что на этапе подготовки материала Ара Айвазян удалил спицы из руки Микаела за счет больницы, так как здоровье ребенка было под угрозой. Айвазян уведомил агентство о факте вмешательства. Через несколько дней агентство на фоне шумихи компенсировало больнице деньги, но на 30 000 драмов меньше. Возможно, чтобы наказать врача за самовольное решение.
Фактически складывается абсурдная ситуация: с одной стороны, по закону лечение детей в возрасте от 0 до 18 лет бесплатное, с другой – это решают эксперты агентства. Оказывается, ряд других больниц также сталкивается с этой проблемой.
Например, в Ванадзоре даже детям с аутизмом, детским церебральным параличом отказывали в удалении спиц под общим наркозом. Был случай, когда врач произвел вмешательство за счет больницы, которая, в свою очередь, списала эти деньги с его зарплаты.
Но нам удалось выяснить, что есть больницы-"любимчики", которые по объективным или субъективным причинам не только не сталкиваются с подобной проблемой, но и пользуются определенным привилегированным статусом. Например, медицинский центр "Уигмор клиник", который, по слухам, тесно связан с родственником министра здравоохранения. Министр несколько раз опровергала эту информацию.
Отметим, что на этапе подготовки материала Sputnik Армения связалась с начальником Государственного здравоохранительного агентства здравоохранения Цахик Варданян (позднее, 6 сентября, она написала заявление об уходе). В беседе с нами она отметила, что хорошо знакома с проблемой и пообещала после написания заявления поделиться фактами относительно творящегося беззаконья. Однако после увольнения Варданян перестала отвечать на наши звонки.
Хаос, царящий в системе здравоохранения, по словам эксперта по здравоохранению Ануш Погосян, может постучаться в дверь любого из нас, если не будет гуманного отношения со стороны врачей.
"С 2015-16 гг. специалисты пришли к тому, что хирургические вмешательства под местной анестезией вызывают у детей тяжелый стресс и могут привести к серьезным осложнениям. Поэтому мы решили обеспечить специалистами даже областные клиники, в которых, где не было детских анестезиологов, чтобы эти процедуры не проводились под местной анестезией", – говорит Ануш Погосян, которая в свое время была организатором-руководителем областного здравоохранения.
По ее словам, сейчас говорить, что подобные процедуры должны проводиться в поликлиниках, без обезболивания или под местной анестезией, и вынуждать родителей платить 200.000 драмов, мягко говоря, вредительство по отношению к жизни ребенка и гражданам в целом.
"То, что сегодня делает здравоохранительное агентство – это непонятная "экономия" финансов. Делается все, чтобы медицинские услуги предоставлялись неполноценно, чтобы их предоставлял "любимый" медицинский центр, и чтобы больных направляли туда. Это может иметь необратимые последствия в развитии здравоохранения, особенно детского", - сказал он.
Погосян подчеркнула, что лица, принимающие подобное решение, должны, как минимум, понимать, что означает местная анестезия, какие проблемы возникнут у врача, который будет проводить такое вмешательство. В конце концов, даже если все пройдет успешно, ребенок с рефлекторным болевым синдромом может совершать травмирующие движения и вызвать необходимость в новой операции.
Погосян подчеркнула, что сегодня клиники, имеющие многолетний опыт, отодвигаются на второй, третий план, и такие отказы, лишение финансирования, приводят к глубокому регрессу системы здравоохранения.