ЕРЕВАН, 2 окт – Sputnik, Нелли Даниелян. Правительство Армении обязано не только принимать вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха, но и проводить учет причиненного им имущественного, морального ущерба, а также вреда, нанесенного здоровью, заводя уголовные дела по собранным фактам. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал экс-министр юстиции Армении, доктор юридических наук Геворк Даниелян.
"Было бы хорошо, если бы прибывающие в Армению жители Нагорного Карабаха сначала регистрировались в качестве потерпевших, заводились бы уголовные дела, потому что завтра это позволит нам потребовать возмещения ущерба и подготовить ответы на вопросы со стороны наших оппонентов. Но, к сожалению, этого не делается", - заметил Даниелян.
Даже социальные проблемы, по его словам, фиксируются не полностью. На данный момент лишь частично решается вопрос временного проживания. Людей спрашивают, могут ли они где-то разместиться. Если да, то государство считает вопрос решенным.
"Социальная ответственность Азербайджана в отношении этих людей не формулируется, о ней не говорится. Азербайджан в свою очередь специально записывает людей на видео, на границе спрашивают: "Вы добровольно уезжаете?", "Будете ли вы жить в Армении?". Это политика, проводимая ими на государственном уровне", – подчеркивает экс-министр, добавляя, что азербайджанские видеосъемки проводятся под угрозой, и это было раскрыто благодаря журналистскому расследованию.
На государственном уровне не ведется никакой работы по противодействию собранным Азербайджаном фактам в дальнейшем.
"Потом уже будет поздно. Сейчас среди этих людей есть раненые, многие из них подверглись побоям, их здоровье подорвано. Эти травмы должны быть безотлагательно осмотрены и зафиксированы. Если не справляетесь, так и скажите – тогда я сам буду там бесплатно сидеть и работать", - предлагает Даниелян.
В 1989-1992 гг. Геворк Даниелян был начальником отдела контроля межнациональных отношений Генпрокуратуры, и по долгу службы участвовал в расследовании дел по фактам преступлений, совершенных в отношении армян в Азербайджане.
"У меня есть этот опыт, я участвовал в приеме 180 тыс. беженцев из Сумгаита и Баку. До этого уже было принято 60 тыс. человек. Мы брали у всех объяснения, инвентаризировали все, архивировали. Это нужно делать и сегодня, чтобы можно было спросить "кого и куда вы собираетесь вернуть?". Мы приняли вдвое больше беженцев из Азербайджана (чем в настоящее время из Нагорного Карабаха – ред.). При этом азербайджанцы очень спокойно продавали здесь свои дома и благополучно забирали имущество с собой в Азербайджан, а армянам пришлось оставить все и бежать в Армению с пустыми руками", – напоминает Даниелян.
Основанная в 1991 году общественная организация "Против правового произвола" еще 32 года назад занималась защитой прав и интересов депортированных из Азербайджана армян. Первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян в те годы была исполнительным директором общественной организации и осведомлена о масштабах проделанной работы.
В беседе со Sputnik Армения Алавердян подтвердила, что даже при советской власти подробности сумгаитских событий были детально зафиксированы Генеральной прокуратурой Армянской ССР и даже задокументированы в формате, утвержденном комиссией ООН по правам человека, где подробно указывается ущерб, понесенный беженцами, представляются документы, подтверждающие потери.
"Нужно составлять досье. Я понимаю объем этой работы. Но напомню, что в советские годы за два-три года Армения приняла более полумиллиона беженцев. Сегодня в Армению приехало в несколько раз меньше людей. Я уверена, что государство обязано и должно в надлежащем порядке вести учет. Если своих сил не хватает, тогда должен действовать социальный договор с общественными организациями, которые возьмут на себя эти функции и будут подотчетны государственному органу", – говорит Алавердян.
По ее оценке, учет, который ведется сегодня государственными структурами Армении, не адекватен действительности. И проблема не в нехватке ресурсов, а в отсутствии профессионализма и государственного подхода структур, занимающихся перемещенными лицами.
"Как показал советский опыт, самое большое значение имеет политическая воля. Все зависит от того, какие политические решения принимают нынешние власти", - замечает бывший омбудсмен.
Алавердян призывает всех прибывших в Армению карабахцев обратиться в отделы социальной службы или полиции по месту их временного проживания и встать на учет в качестве вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха.
"Даже те, кому есть, где поселиться - у родственников или на квартире, все равно они насильственно выселены из мест своего постоянного проживания", – подчеркивает наш собеседник.
Алавердян не исключает, что многие, спасаясь от угрожающей жизни опасности, приехали в Армению без документов и не взяли с собой свидетельства о собственности. Вопрос еще и в том - передали ли карабахские структуры в Армению всю оцифрованную информацию, имеющуюся в Государственном комитете кадастра, социальных службах, органах местного самоуправления.
Наши собеседники не сомневаются, что рано или поздно настанет время для правовой оценки преступлений Азербайджана и возмещения ущерба, причиненного карабахцам.
Они считают, что к этому международному процессу необходимо основательно подготовиться и начинать надо уже сегодня.
Возвращаясь к трагическим событиям тридцатилетней давности и их правовой оценке, приведем некоторые статистические данные, предоставленные Sputnik Армения в офисе представителя Армении по международным правовым вопросам.
Согласно им, после 44-дневной войны Азербайджан подал против Армении два межгосударственных иска в ЕСПЧ "о переселении азербайджанцев в Нагорный Карабах, а также о предполагаемых нарушениях в связи с уничтожением имущества".
Армения ни 30 лет назад, ни сегодня не подала ни одного межгосударственного иска против Азербайджана с требованием имущественной компенсации.
Выселенные из Азербайджана армяне требовали компенсации через ЕСПЧ только по индивидуальным искам. Из них до сих пор был удовлетворен только один – иск выселенного из Азербайджана Минаса Саркисяна, в котором он требовал компенсации за свой дом, сад, потерянные доходы и имущество, оставшиеся в Шаумяновском районе Азербайджана. Спустя 11 лет после получения заявления, в 2017 году ЕСПЧ принял решение удовлетворить требование в размере 30 000 евро. Однако Саркисян так и не увидел результата своей многолетней правовой борьбы. Он умер в 2009 году. Компенсацию получили его жена и дети.
Другие беженцы-армяне, обратившиеся в Европейский суд по правам человека, до сих пор ждут своей очереди в надежде на международное правосудие.