Армянский народ стоит перед угрозой: иранист о причинах углубления кризиса и путях выхода
Что может помочь выйти из нынешней тяжелой ситуации и где искать поддержки? Эксперт представил свой расклад.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЕРЕВАН, 4 окт – Sputnik. Армения и армянство после 19 сентября 2023 года оказались перед лицом новой реальности. В частности, претерпевает трансформацию позиция Ирана по отношению к Армении на фоне постепенной реализации программы Запада по выдавливанию России с Кавказа. Такую точку зрения высказал иранолог Саркис Мкртчян в ходе круглого стола "Неоконченная война: новые вызовы".
"Армяне покинули Нагорный Карабах. Армения с Нагорным Карабахом и без него – разные вещи. Одно дело армянский фактор с НК и другое дело – без НК", - замечает Мкртчян.
По его словам, Армения оказалась в нынешней ситуации в силу ряда причин.
1.
Продолжается соперничество России и Запада.
2.
В вопросе Армении и Нагорного Карабаха Россия пошла на уступки. Если для нас опустошение Нагорного Карабаха и его потеря — национальная трагедия, то для РФ это вопрос ослабления российского влияния в регионе.
3.
Неглубокий, поверхностный характер отношений Ереван-Тегеран в течение всего периода после обретения независимости Арменией. Об этом свидетельствует достаточно низкий уровень экономических, научно-образовательных, туристических, военных и других отношений между двумя странами. К углублению взаимоотношений всерьез не относились руководители двух стран на протяжении десятилетий. Но больше всего сказанное относится к нынешней власти, отмечает эксперт.
Между тем, по мнению эксперта, Иран всегда рассматривал Кавказ в качестве зоны влияния России. И в этом плане в Тегеране полагали, что здесь им делать нечего, поскольку со стороны Армении Ирану не грозило никакой опасности.
На его взгляд, серьезные изменения в подходах Ирана к Армении, в частности, произошли, после 44-дневной войны 2020 года. О том, что позиция Ирана изменилась, свидетельствует и то, что с иранской стороны предпринимаются попытки реализации экономических проектов в Сюнике. Также о трансформации позиции Ирана после войны 2020 года говорит факт открытия консульства в Сюнике.
Мкртчян отмечает, что для принятия Ираном полностью проармянской позиции есть определенные препятствия. Среди них можно указать фактор тюркоязычных граждан Ирана, наличие пантюркистских течений, которые проводят обширную пропагандистскую работу, фактор Турции и Азербайджана, которые подкупают влиятельных деятелей Ирана для проталкивания решений на государственном уровне.
"В Иране, по разным сведениям, проживает около 15 млн тюркоязычных граждан. В этой стране есть пантюркистские течения, которые проникли в различные государственные учреждения – от парламента до МИД. По свидетельству иранцев, почти все иранские послы, некоторое время проработав в Баку, начинают отстаивать интересы Азербайджана. Вместе с тем, после войны 2020 года предпринимаются попытки убрать из иранского государственного аппарата чиновников, "купленных" пантюркистским движением", - говорит иранист.
Армения должна углубить свои отношения с Ираном, однако не должна связывать все свои надежды лишь с одним союзником. Мы уже неоднократно убеждались в том, что союзники действуют, исключительно исходя из своих национальных интересов, подчеркивает он.
"Сегодня Иран заявляет о том, что его границам с Арменией больше тысячи лет, и что он против изменения границ в регионе, что граница с Арменией для них "красная линия", и Тегеран не смирится с так называемым "Зангезурским коридором". Понятно, что Иран это делает, исходя из своих национальных интересов. Несмотря на то, что иранские круги говорили о том, что хотели бы, чтобы граница с Арменией и Нагорным Карабахом была как можно длиннее, в 2020 году мы стали свидетелями того, что в период войны в Карабахе они почти ничего не сделали. Для сохранения границы с НК они не предприняли ни одного шага, что порождает серьезные сомнения по поводу ожидаемых шагов в случае нарушения красных линий", - заключил Мкртчян.
Он считает, что в случае обострения ситуации в регионе Иран уклонится от войны и попытается договориться и найти решения с главными региональными игроками — Россией и Турцией.
В ситуации, когда нельзя полностью положиться на союзников, первоочередная задача армянских национальных организаций и деятелей, обладающих национальным мышлением, состоит в том, чтобы добиться консолидации и единения, повысить духовную сопротивляемость нации, поднять национальные идеи.
При этом эксперт отмечает отсутствие политического сознания у существенной части армянского народа, тенденцию к увлечению чуждыми ценностями и преданию забвению национальных традиций, желание избавиться от тяжелого исторического наследия, усталость от борьбы или нежелание вступать в нее. Таким образом, главные причины того, почему мы оказались в такой ситуации, следует искать во внутринациональном поле, в облике, психологии и системе ценностей армянского народа, уверен Мкртчян.
"В последние годы, как и сегодня, и в обозримом будущем будет вестись большая борьба против национального самосознания, в лице Армянской Апостольской Церкви, национальных армянских организаций, отдельных общественных и политических деятелей. Не останавливаясь перед средствами, предпринимаются попытки нейтрализовать эти силы, дискредитируя, компрометируя, внося раскол, навешивая ярлыки", - считает иранист.
Он уверен - сегодня армянская нация оказалась перед лицом экзистенциальной угрозы, и единение для нас – насущная необходимость.