"Никак не могу согреться, нет тепла Карабаха": как Лилит и ее семья выживали в блокаде

Девять месяцев карабахцы терпеливо сносили всяческие лишения ради одной цели - жизни на родной земле, в собственном доме. Sputnik Армения продолжает рассказывать о семьях, нашедших временный приют в Ванадзоре.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Телефон – одна из немногих дорогoстоящих вещей, которую удалось привезти с собой из Карабаха. 33-летняя Лилит перелистывает фотографии, запечатлевшие моменты жизни, которой уже нет.
Показывает, как в блокадное время делали из нута кофейный суррогат, из соды - стиральный порошок, а соль получали из кормовой крупной каменной соли (для коров).
А вот и арбуз, заменявший торт на праздничном столе во время дней рождения ее детей. Но праздник все равно удавался – и гости были, и песни, и пляски.
Вынужденная переселенка Лилит показывает фотографию празднования дня рождения сына во время блокады в Нагорном Карабахе
"На столе кизил, виноград, как назло, кекс из дошаба не поднялся", - улыбаясь, вспоминает Лилит.
Родом она из села Гиши Мартунинского района, расположенного высоко в горах. Из деревни на окрестности открывался роскошный вид – все как на ладони. Лилит то и дело прерывает рассказ, будто пытаясь зацементировать в памяти звуки и образы прошлого.
Замуж вышла за парня из аскеранского села Хнапат. Жили счастливо. Бодрость духа не теряли даже во время блокады, лелея надежду, что единственная дорога, соединяющая с Арменией, скоро откроется. Магазины потихоньку пустели, любимые конфеты ее детей с прилавков исчезли. Закончилась и пшеничная мука, но и это не было проблемой - получали из ячменя и кукурузы.
Сельский детсад не прекращал работать ни единого дня; директор пекла из чего могла печенья, пирожки, чтобы дети ели.

"Довольствовались и этим. Даже бесконечные очереди, простаивать в которых приходилось по несколько часов, были не так страшны. Но никто не знал, что настанет 19 сентября".

…Ночью замесила тесто, чтоб испечь хлеб. Когда началось нападение, свет погас. В условиях дефицита Лилит решила, что не может дать тесту пропасть. Быстро установили во дворе дровяную печь и допекли хлеб. Половину съели на месте, другую - взяли с собой в аэропорт.
Вынужденная переселенка Лилит показывает фотографию хлеба, который испекла во время военных действий в Нагорном Карабахе
"До позднего вечера были в убежище, потом нас эвакуировали, перевезли в аэропорт, на российскую базу. Там было столько народу, что в первый день пришлось заночевать прямо там, два дня провели в машине, еще один день - в палатке".
Лилит вновь показывает фотографии: вот люди установили печь прямо на территории аэропорта, вот пекут хлеб, а вот готовят еду. Карабахцы были готовы преодолеть любые трудности ради жизни на родной земле.
- А что насчет "реинтеграции?.." — спрашиваю я.
"Никто не хочет оставлять свой дом, но понимаешь, что и жить вместе невозможно. Мой ребенок не может ходить с ними в одну школу и изучать армянский, потому что турки (так часто называют азербайджанцев карабахские армяне – ред.) этого не позволят, они заставят нас изучать свой язык. И это в лучшем случае. В худшем - ребенок может и не вернуться из школы, мужчины - из леса, куда пойдут за дровами. Мы не можем быть в безопасности".
Лилит с мужем, тремя детьми, а также свекром и свекровью выехали из Степанакерта 25 сентября, через два дня добрались до Армении.
Вынужденная переселенка Лилит показывает фотографии эвакуации в Нагорном Карабахе
"Дорога была очень тяжелой. Сформировалась колонна из машин, все хотели выехать. Азербайджанские пограничники бывало подолгу расспрашивали, потом могли две машины отпустить, а еще пять остановить. Бывало, заставляли инвалидов на коляске или с тростью спускаться из машины, чтобы пройти через мост (Хакари) пешком", - рассказывает Лилит.
Добравшись до Гориса, поспешили в магазин - дети месяцами мечтали о своих любимых конфетах, но от такого изобилия растерялись...
На вопрос что будут делать дальше, Лилит отвечает: придется начинать жизнь с нуля. Где бы они ни обрели сейчас дом, он уже не будет на родной земле.
"Мы неделю здесь, но никак не могу согреться, нет тепла моего дома", - говорит женщина и добавляет, что в Нагорном Карабахе солнце продолжало греть даже после захода.
Вынужденная переселенка из Аскеранского района Нагорного Карабаха Лилит в Ванадзоре