ЕРЕВАН, 25 окт — Sputnik. Военное сотрудничество с Францией не принесет особой пользы Армении, но причинит серьезный ущерб сотрудничеству Еревана и Москвы, так как отношения с Парижем выстраиваются не по принципу совмещения, а по принципу противопоставления. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил военный эксперт, экс-советник министра обороны Армении Давид Джамалян, комментируя переговоры министров обороны двух стран в Париже.
По их итогам подписаны документы, в соответствии с которыми Франция поставит три радара GM200 и переносные ЗРК Mistral. Франция также окажет профессиональную помощь в подготовке спецподразделений.
Джамалян считает, что о каких-то существенных объемах поставок оружия из Франции речь не идет, процесс в достаточной степени политизирован, и складывается впечатление, что передача трех радаров и другие атрибуты сотрудничества будут раздуты властями Армении и превратятся в очередное шоу. Попытки представить Францию как альтернативу России эксперт считает большим заблуждением, навязываемым армянскому обществу.
Наш собеседник отмечает, что Азербайджан в любой момент может начать новую агрессию против Армении. Баку и Анкара в эти дни проводят масштабные учения, в том числе на территории Нагорного Карабаха. В этих условиях Армении в экстренном порядке нужны вооружения в огромном количестве. А реализация соглашений с Францией, во-первых, растянута во времени, во-вторых, не предусматривает масштабных поставок по объективным и субъективным причинам.
"Сверхзадачей Запада и, в частности, Франции является вытеснение России из региона. Франция сейчас позиционирует себя в качестве альтернативы России для Армении. Но это – большая иллюзия, миф. В лучшем случае Париж может удовлетворить лишь малую долю наших оборонных потребностей. Это могут сделать только Россия и частично Иран", - сказал Джамалян.
Он не согласен с утверждениями, что Россия из-за украинского конфликта не в состоянии поставлять вооружения Армении. Тезис о неспособности ВПК России обеспечить нужды Армении больше всего распространяется провластными кругами в самой республике, считает эксперт.
Безусловно, Россия расходует колоссальный объем оружия и боеприпасов в ходе боевых действий, но вместе с тем она кратно нарастила свои производственные мощности в военной промышленности.
По мнению Джамаляна, нужно говорить фактами: в конце 2022 года ОДКБ предлагала Армении военно-техническую помощь (об этом говорил и глава МИД Арарат Мирзоян – ред.). Это означает, что уже тогда производственные мощности российского ВПК позволяли оказывать помощь союзнику.
"Мы отказались от помощи, потребовав от организации для начала дать политическую оценку азербайджанской агрессии. Но когда это мы ожидали от ОДКБ политической оценки? Надо быть честными: для нас ОДКБ всегда была альтернативным форматом получения военно-технической помощи от РФ. Мы никогда не ожидали от Беларуси или среднеазиатских стран оценки тех или иных действий Азербайджана. С тем же успехом мы в начале года отказались проводить учения ОДКБ на армянской территории. Учения – это легитимный способ получения оружия и техники, но мы и этого не сделали", – заметил эксперт.
Джамалян призвал не забывать и о проблемах логистики. Оружие в Армению можно ввозить либо через Иран, либо через Грузию. Иран категорически не согласится на транзит западных вооружений через свою территорию, это исключено. Грузия же находится под мощным прессингом Турции и Азербайджана. Хотя ради отрыва Армении от России в Баку могут пойти на хитрый шаг. Возможно, азербайджанцы не помешают Грузии дать разрешение на перевозку одной-двух партий французского оружия в Армению. Но затем, в случае боевых действий, грузинский транзит будет перекрыт, как это случилось в ходе 44-дневной войны, уверен экс-советник министра.
В целом Джамалян убежден, что если бы оборонное сотрудничество с Францией выстраивалось не в логике "антагонизма" с Россией, а в качестве дополнения к уже имеющемуся тесному взаимодействию с союзником, то это был бы вполне разумный и полезный сценарий. Но в условиях тотальной антироссийской кампании в Армении нынешняя политика Еревана ущербна.
Как уже отмечалось выше, перспективным партнером в сфере ВТС мог бы стать и Иран, добившийся значительных успехов в создании беспилотной авиации, ракетных вооружений. Но власти Армении не пойдут на сотрудничество с ИРИ, и, как считает Джамалян, им этого не позволят, в первую очередь, западные "кураторы".