Что известно о главных храмах в Нагорном Карабахе, оказавшихся под контролем Азербайджана

Жители Нагорного Карабаха свою родную землю вынужденно оставили, но на этой земле осталось то, что строили и творили армяне на протяжении многих веков. Sputnik Армения рассказывает о главных армянских храмах, которые оказались под контролем ВС Азербайджана.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лилит Арутюнян, Sputnik Армения

На территории Нагорного Карабаха насчитывается несколько десятков армянских храмов. Многие из них основаны в глубокой древности – преимущественно V век. Большинство же возведены в средние века. Рассказать обо всех христианских памятниках края в одной статье было бы нерационально, поэтому остановимся на самых известных из них, а также представим храмы, которые пострадали от ВС Азербайджана после 2020 года, а точнее – 44-дневной войны.
Дадиванк или Хутаванк, Шаумянский район, село Дадиванк
Монастырь Дадиванк
Это один из крупнейших монастырских комплексов средневековой Армении и важнейший образец армянской архитектуры.
Комплекс назван именем святого Дади — ученика апостола Фаддея, который, в свою очередь, был одним из 70 учеников Христа. Дади проповедовал христианство в этой местности. Однако в I веке был забит камнями и похоронен верующими. Первое святилище на могиле святого было построено в раннем средневековье. Уже в IV веке, после принятия христианства, его могила стала местом паломничества. Первые же упоминания монастыря относятся к IX веку.
У Дадиванка, как и у других храмов княжества Хачен (Гандзасар, Гтичаванк, Хатраванк, Акопаванк и Бри Ехци), был скрипторий, в котором копировались и освящались многочисленные армянские рукописи.
Монастырь Дадиванк
В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные сельджуками, были восстановлены. В 1214 году супругой Вахтанга Тагаворазна Арзухатун Арцруни была возведена соборная церковь в память о ее погибших муже и сыновьях. Надпись на древнеармянском языке гласит: "Старший сын мой Асан воевал с турками за веру христианскую <...>, второй сын – Григор – погиб при битвах с врагом".
Амарас, Мартунинский район, село Сос
Монастырь Амарас
Амарас основан в начале IV века Сурб Григором Лусаворичем (Святым Григорием Просветителем). Наибольшей известности он достиг в середине IV столетия, после того, как здесь был похоронен внук Григория Просветителя – первый епископ Албании Кавказской – Григорис.

Амарас известен тем, что в начале V века основатель армянского алфавита Месроп Маштоц создает первую в Арцахе армянскую школу. Монастырский комплекс становится крупным религиозным и образовательным центром средневековой Армении.

За свою долгую историю Амарас не раз подвергался нападениям арабов, монголов, а также азербайджанцев, но каждый раз армяне, не жалея сил, восстанавливали этот духовно-просветительский центр. Местные жители рассказывают предание, согласно которому один из арабских завоевателей приказал своему войску разрушить церковь и бросить все камни в реку. Выстроившись в ряд, они передавали камни друг другу и сбрасывали в воду. Но через некоторое время армяне, действуя подобным образом, но в обратном порядке, восстановили ее.
Акобаванк или Акопаванк, Мартакертский район, село Колатаг
Прихожане и туристы у монастыря Акопаванк в Мартакертской области Карабаха
Монастырский комплекс датируется V-VII веками, однако свой окончательный вид принял в XI-XII веках. В средневековье он был местом паломничества и центром письменности (здесь было написано несколько евангелий).
Именно в Акопаванке находится каменное основание самого древнего армянского хачкара. Он датирован 853 годом и построен по приказу епископа Соломона Великотворца. На хачкаре есть надпись: "Возведен во времена князя Ованнеса". Сам хачкар не сохранился, а вот его основание находится в стенах одной из двух церквей монастыря. Не исключено, что в Армянском нагорье есть и более древние хачкары, но на этом есть датировка.
Одна из церквей монастыря Акопаванк в Мартакертском районе Арцаха
Монастырь назван именем святого Акопа Мцбнеци. В XIX веке по приказу Хримян Айрика десница Мцбнеци была перевезена из Акопаванка в Эчмиадзин, где и находится по сей день.
Вокруг Акопа Мцбнеци сложилось много легенд и преданий. Говорят, что он был первым человеком, который взобрался на гору Арарат. Вместе с установлением христианства в Армении гора Арарат начала считаться священной, восхождения были запрещены. Но в годы жизни Мцбнеци христианство все еще проходило этап становления в Армении, и священник в одиночку поднялся на Арарат, чтобы спустить остатки Ноева ковчега и доказать людям, что потоп был на самом деле.
Гандзасар, Мартакертский район, село Ванк
Монастырь Гандзасар.
Гандзасар – выдающийся памятник армянской культуры. По армянскому народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар благодаря серебряным рудникам в ней (по-армянски "гандз" – сокровище, "сар" – гора).
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Анания Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен армянским князем Гасаном-Джалалом Дола и освящен в 1240 году.
Профессор Шарль Диль из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества.
Интересно, что из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян.

Какие храмы уже пострадали со стороны Азербайджана?

Собор Святого Христа Всеспасителя или Казанчецоц, город Шуши
Церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши
Архитектурный комплекс XIX века состоит из храма и колокольни. До 44-дневной войны 2020 года Казанчецоц был центром Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви.
Название "Казанчецоц" произошло от имени квартала Шуши Казанчалу (Казанчецоц), которое было основано переселившимися сюда армянами – выходцами из села Казанчи в Нахичевани.
Согласно надписи на торце алтаря, строитель церкви – Аветис Ерамишянц, а зодчий – Симон Тер-Акобянц. Храм был освящен в 1888 году.
В ходе войны 2020 года собор был дважды поражен ракетами.
Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя) в Шуши, Карабах
В результате был поврежден купол, а на потолке образовалась дыра от снаряда. На данный момент проводится незаконная реконструкция церкви Казанчецоц: азербайджанская сторона распространила фотографии, на которых видно, что с ворот церкви, выходящих во двор, сняты кресты, а с каменных столбов по обе стороны ворот – скульптуры ангелов.
Вид на Шуши и купол церкви Казанчецоц
Церковь Святого Иоанна Крестителя, или Канач жам
Церковь Канач Жам в Шуши, Карабах
Церковь Сурб Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя), расположенная в исторической части Шуши, была построена выходцами из разных сел Нагорного Карбаха, обосновавшихся в городе, поэтому она также называется церковь Карабахцоц.
Первоначально постройка была деревянной, а церковь и колокольня были построены как единый комплекс. В верхней части входа в колокольню была надпись: "Построили церковь св. Ованнеса Мкртича горожане Шуши, господа Ованнес и Баба Степаняны-Овнаненц в память о их усопшем брате Мкртиче. Год 1847".
Церковь получила свое народное название "Канач жам" ("Зеленая церковь") по той причине, что раньше купол церкви был зеленого цвета.
В 2020 году сразу же после 44-дневной войны, церковь Канач жам была взорвана, пострадали купол и колокольня. А в январе 2022 года в азербайджанских ТГ-каналах распространился видеоролик, на котором было видно, что придел армянской церкви Канач жам превращен в кафе.
Чаректар, Мартакертский район
Храм Чаректара расположен на возвышенности, на левом берегу реки Трту. Точное название монастыря неизвестно. Его церковь – св. Богородицы – построена в 1260 году.
На территории комплекса были обнаружены как целые, так и фрагментарные хачкары с надписями. Композиция хачкаров и стилистические особенности изваяний относятся к XII-XIV векам.
В сентябре этого года, после капитуляции Нагорного Карабаха двое азербайджанских военных обстреляли монастырь Чаректар XIII века в Арцахе.
***
Власти Армении неоднократно заявляли, что культурно-исторические памятники, расположенные на территориях, перешедших под контроль азербайджанских ВС, уничтожаются или присваиваются Азербайджаном. Необходимость визита представителей ЮНЕСКО особенно актуализировалась после того, как министр культуры Азербайджана 3 февраля заявил о создании рабочей группы для "устранения фальшивых надписей, нанесенных армянами на албанские религиозные храмы".