ЕРЕВАН, 28 окт - Sputnik, Нелли Даниелян. Непонятно, о какой временной защите для карабахцев может идти речь, если у них уже есть гражданство Армении. Недоумение по поводу предоставления вынужденным переселенцам из Нагорного Карабаха статуса лиц, находящихся под временной защитой, выразил в беседе со Sputnik Армения специалист по международному праву Ара Казарян.
Правительство Армении на заседании 26 октября приняло решение предоставить вынужденным переселенцам временную защиту, приравниваемую к статусу беженца. Временная защита предоставляется сроком на один год с возможностью продления.
"Какой смысл, в данном случае, давать им такой статус, и почему временно? Возможно, в этом нуждаются переселенцы, пока не обладающие гражданством Армении. По всей видимости, речь о каких-то социальных программах", - предполагает наш собеседник.
В международном праве гораздо чаще используются термины "проситель убежища" (лицо, ищущее убежище) и "беженцы".
"Статус беженца подразумевает принцип недопустимости принудительного возвращения. Это обязательная норма международного права. А за получением убежища обращается человек, не имеющий гражданства. Если есть основания, то государство дает статус беженца, главная цель которого состоит в том, чтобы находящегося под защитой человека не вернули в его страну, где есть опасность, что он будет подвергнут пыткам, его убьют, или там военная ситуация и т.д.", - поясняет специалист.
Вместе с тем, Казарян замечает, что получение временной защиты не противоречит отсутствию статуса беженцев и не ограничивает возможности карабахцев для обращения в международные инстанции.
"С точки зрения содержания, эти люди насильственно перемещены, они боятся вернуться, то есть они являются беженцами в классическом смысле. Но поскольку у них имеется армянское гражданство или могут получить его, вопрос их безопасности и невозвращения таким образом автоматически решается, потому что армянское государство берет их под свою защиту. Возможно, временный статус может оказаться полезным всего лишь для международных процессов", - заключает Казарян.
Термин "временная защита" впервые появился в законодательстве Армении в 2008 году, в законе "О беженцах и убежище", соответственно, он не был применен по отношению к армянам, переселившимся из Азербайджана в 1988-94 годах.
Не применялся он и в 2017 году по отношению к армянам, переехавшим в Армению из Сирии. Дело в том, что армянский закон допускает предоставление статуса временной защиты в случае массового притока иностранных граждан или лиц без гражданства только с территории сопредельных с Арменией государств. Причем, в законе не установлены параметры термина "массовый приток".
Закон предусматривает, что решение о временной защите принимается правительством Армении, тем самым определяя и необходимые меры защиты.
Если следовать букве закона, получается, что правительство своим решением, в очередной раз, признало Нагорный Карабах "территорией сопредельного с Арменией государства", а карабахских армян, в том числе тех, у кого есть армянский паспорт "иностранными гражданами и группой лиц, не имеющих гражданства".
Термин "временная защита" появился в международном праве после войн на территории бывшей Югославии, с принятием директивы ЕС от 20 июля 2001 г. о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах, способствующих балансу усилий между государствами-членами ЕС по приему таких лиц и ответственности за его последствия. Причем каждая страна может сама определять границы "временности" и типы поддержки.
Директива впервые была активирована в марте 2022 года, когда из-за притока украинских беженцев в ЕС вновь вспомнили о лежавшем на полке документе.
Представляя решение о предоставлении временной защиты, министр юстиции Армении Григор Минасян отметил, что статусом могут воспользоваться вынужденные переселенцы с карабахской пропиской, либо лица, которые находятся на территории Армении или за ее пределами, однако местом последней регистрации которых был НК, а также те, кто не были прописаны в НК, но жили там на постоянной основе и после 19 сентября 2023 года были зарегистрированы как насильственно перемещенные службой миграции и гражданства Армении.