Никто не избежал ближневосточных эмоций
Похоже на то, что нынешний ближневосточный конфликт – трагедии еврейского народа и населения сектора Газа – в итоге поставят если не все, то многие точки над i в процессе становления нового миропорядка. Образно говоря, на старте беговые дорожки распределились отнюдь не в пользу Соединенных Штатов, да и объединенного Запада в целом.
Как бы ни пыжились в Вашингтоне, Брюсселе и в европейских столицах, пальму первенства у них смогли перехватить не сверхдержавы, а крупные региональные государства. И сейчас очень многое зависит отнюдь не от четырех авианосцев, подогнанных американцами к восточному средиземноморскому побережью. Все зависит от того, как себя поведут Иран, Саудовская Аравия, Египет, Турция. А молчать или оглядываться на отмашки из-за океана они не намерены.
Про Россию и Китай на данном этапе особо говорить не приходится, хотя и Москва, и Пекин ведут себя достаточно сдержанно. Могла, конечно же, удивить отправка шести китайских военных кораблей в те воды. Или же то, что русская дипломатия пошла на открытый контакт с делегацией ХАМАС. Однако не удивило, поскольку и те, и другие могут иметь серьезные основания для подобных шагов.
Активность Китая на Ближнем Востоке больше никого не должна удивлять после той роли, которую сыграл Пекин в восстановлении контактов между Тегераном и Эр-Риядом. Ну, а высокопоставленным дипломатам со Смоленской площади сам Бог велел подсуетиться на этом треке, поскольку есть реальные шансы договориться с ХАМАС и освободить своих граждан, оказавшихся в заложниках.
Однако следует понимать, что резкое и жесткое обострение ситуации на Ближнем Востоке вдруг – вдруг ли? – выявило весьма интересный фактор. А именно – оказалось, что этот, практически уже взорвавшийся регион, находится гораздо ближе к Южному Кавказу, чем это могло показаться всем и каждому в Армении, Грузии и Азербайджане.
Как-то вдруг оказалось, что эксперты и политологи, которые вот уже лет десять старались привлечь внимание южно-кавказских республик к ближневосточным кровавым страстям, не так уж и неправы. И что кровавые разборки в Йемене, Ираке, на востоке Турции и, самое главное, в Сирии – они прямо за порогом, под носом. Не говоря уже о том, что все три основных южно-кавказских игрока – Россия, Иран и Турция – являются точно так же полноправными участниками и тамошних событий.
Как-то вдруг выяснилось, что смена миропорядка – серьезная угроза для Армении
Неужели была необходима резня мирного еврейского населения в кибуцах Израиля и последовавшая за этим жесткая реакция Тель- Авива, а завершиться все должно было расколом мирового сообщества, чтобы дошло, что объединенный Запад давно уже не в состоянии что-то кому-то диктовать на глобальной геополитической арене? Что бывший гегемон уже давно не гегемон? Что Вашингтон не в состоянии диктовать свою волю не то что другим сверхдержавам, но даже крупным региональным игрокам?
Да и вообще следовало бы знать, что тот самый новый миропорядок, о котором только в последнее время начали поговаривать в высоких кабинетах Кремля и Белого дома, уже достаточно давно наступил. Ведь изначально надо было понимать, что о наступающем новом миропорядке главные акторы будут молчать до последнего...
Однако нынешняя ситуация доказывает, что истинная картина переделки мира между сверхдержавами даже сейчас не обрела своих четких контуров в сознании "политической элиты" мелких региональных игроков. Та же Армения неожиданно осознала, что действовать отныне придется по-новому. Именно об этом сегодня впервые заговорил премьер-министр Пашинян.
Признал, что крушение действующего миропорядка - это "серьезная угроза для Армении" и что "...грамотное управление этими угрозами может создать не менее серьезные возможности для нашего государства". По его словам, за последние два года международная ситуация существенно ухудшилась, и возможность начала ядерной войны стала серьезной темой дискуссий среди экспертов и политиков.
И каково же придется в подобной ситуации Армении, которая в последнее время в геополитических раскладах делала ставки, как говорится, "от обратного"? Намеренно ли игнорировался факт, что в процессе установления нового миропорядка будет повышаться роль и влияние главных региональных игроков – тех же России, Ирана и Турции? Ведь очевидно же, что при таком раскладе будет резко снижаться влияние тех глобальных акторов, которые действуют вдали от своих границ – речь о Соединенных Штатах и Евросоюзе.
И еще следовало бы понять, что на оказавшейся вразнос геополитической карте мира новые нормы и правила еще долго будут устаканиваться и утрясаться. А старые действовать не будут - от слова "совсем". Это мы уже видим на внутриполитических площадках Европы и во внешнеполитических поступках США.
Южный Кавказ имеет шансы оказаться в самом пекле ближневосточного взрыва
При таком раскладе не особо повезет и остальным региональным игрокам. Азербайджан в какой-то момент оказался между двух огней. Ну, когда вдруг выяснилось, что два основных союзника-партнера – Израиль и Турция – находятся по разные стороны баррикад. Можно предположить, что в какой-то момент турок, как говорится, "прижмет", и придется выбирать дальнейшую диспозицию, и в очень тяжелой ситуации вдруг окажется и Анкара.
Поэтому Эрдоган и осторожничает, лавируя между общественным мнением своей страны и "точкой невозврата" в отношениях с Израилем – именно так охарактеризовал поведение турецкого лидера дипломатический источник в Анкаре. Но подобное лавирование в критические моменты – это удел сильных, а Баку придется еще оправдываться перед мировым мусульманским сообществом.
Ну, а что касается Ирана – одного из главных персонажей в драме, которая разворачивается на Ближнем Востоке – то с него и спрос особый. Избежать резких телодвижений, в отличие от тех же Москвы и Анкары, Тегеран на ближневосточном треке не может – не так поймут как на внутриполитической арене, так и в мусульманском сообществе.
Да и не хочет иранское руководство уйти в пассив в момент, когда на внешнеполитических подмостках – тот еще кураж и удобная стартовая диспозиция. Когда же еще можно было выступить с открытым забралом против Израиля и США, если не прямо сейчас, когда гарантирована поддержка всего мусульманского мира – и отнюдь не только его? Поэтому от иранской дипломатии сейчас действительно можно ожидать резких телодвижений.
Чем это обернется конкретно на южно-кавказском плацдарме, сказать трудно. Прогнозировать подобные вещи на данном этапе, когда все игроки действуют на пике эмоций, невозможно. Но если американцы в порыве страстей – то есть, стремления сохранить лидерство и в новом миропорядке – решатся на неосмотрительные шаги, то не исключено, что Южный Кавказ может стать одной из арен глобальной битвы, способной перерасти в Третью Мировую...
А в Вашингтоне, похоже, подобный расклад отнюдь не сбрасывают со счетов. Свидетельство тому – удары по прокси-иранским структурам в Сирии и в Ираке, подгон своих истребителей на военную базу в Катаре (крупнейшая американская база на Ближнем Востоке). Так что следует понимать – если вдруг взорвется Ближний Восток, то Южному Кавказу в самом пекле быть..