Бывший председатель Комитета государственных доходов Армении Давид Ананян коснулся возможных последствий выселения армян из Карабаха для экономики страны, отношений с Россией, а также последних региональных договоренностей, рассмотрев их в контексте реализации проекта турецко-азербайджанского тандема "Большой Туран".
Перегрев и застой в экономике Армении могут ещё больше обостриться, если не решать проблемы вынужденных переселенцев, положительных изменений ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе экономическая ситуация не сулит. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил экс-председатель Комитета государственных доходов Армении, бывший замминистра финансов Давид Ананян, говоря о возможных последствиях выселения армян из Арцаха на экономику Армении.
В долгосрочной перспективе многое зависит от реализации бизнес-программ, открытия собственных бизнесов. Если правительство реализует все те программы поддержки и стимулирования бизнеса, которые оно обещает, и если наши соотечественники проявят волю и начнут бизнес в Армении, то, возможно, в долгосрочной перспективе в нашей экономике появятся определенные результаты. Но и тут есть определенные оговорки, так как начать новый бизнес в Армении сейчас гораздо более рискованно, чем несколько лет назад, из-за проблем с внешней безопасностью", - отметил Ананян.
Карабахцы, по мнению некоторых экономистов, даже при ограниченности своих средств являются потенциальными потребителями, и их участие в экономике Армении может активировать ее за счет эффекта повышения спроса, так же, как в случае с релокантами, приехавшими в Армению после начала российско-украинского конфликта в 2022 году.
Ананян не разделяет эту точку зрения, отмечая, что вынужденные переселенцы из Карабаха и релоканты из РФ – это совершенно разные группы․
"В случае с релокантами у них был бизнес, который они привозили с собой в Армению и обеспечивали большие объемы валового спроса и валового потребления, в результате чего у нас перегрелась экономика. А наши соотечественники из Карабаха приехали в Армению со множеством психологических, социально-бытовых проблем, и у нас не может быть никаких положительных экономических ожиданий от этой ситуации", - сказал наш собеседник.
По его оценке, даже если правительство Армении возьмет на себя все расходы армян Карабаха и в полном объеме возместит то, что было заложено в карабахском бюджете, это обеспечит еще больший перегрев экономики.
"Вопрос стимулирования валового спроса перед нашей экономикой сегодня не стоит, поскольку она и без того перестимулирована. Даже в среднесрочной программе правительства указано, что отныне должна осуществляться сдерживающая налогово-бюджетная политика. Сейчас стоит проблема скорее стимулирования валового предложения, создания новых производственных возможностей, нового бизнеса, и, мне кажется, что связывать это с карабахскими армянами не совсем правильно", - сказал Ананян.
Он добавил, что Армения должна рассматривать армян Арцаха не в контексте своих экономических перестановок, а в контексте элементарных обязанностей по поддержке.
От отсутствия альтернативных рынков до Великого Турана: на какой путь встала Армения?
Говоря о рекордном росте экспорта из Армении в РФ за последний год, наш собеседник подчеркнул, что сегодня у Армении просто нет адекватного альтернативного рынка.
"Во всяком случае в Россию вывозят в основном сельскохозяйственные товары. Какой есть альтернативный рынок для этого? Турция? Естественно нет, ведь Турция производит и экспортирует намного большие объемы таких сельскохозяйственных товаров. Европа? Но какой дорогой? Скажем, отсюда в Грузию, а оттуда по морю? Поиск новых логистических путей будет означать, что наша сельскохозяйственная продукция доберется до Европы по гораздо более высокой себестоимости. Кроме того, в Европе свои стандарты, свой, так сказать, регламент. Чтобы мы смогли проникнуть на европейский рынок, нужно определенное время, чтобы наша продукция, по крайней мере, соответствовала их сертификации", - сказал Ананян.
Что касается горнорудной продукции, то здесь экономика Армении не столкнется с большими проблемами, поскольку основным рынком для этого сегмента экономики является как раз Европа. Однако горнорудная промышленность, по мнению Ананяна, может столкнуться с большими проблемами, если из-за вопросов безопасности крупные горнодобывающие предприятия в Сюнике окажутся на "перекрестке различных внешних логистических контролей".
Речь идет, в частности, о транспортных коридорах, о которых говорит турецко-азербайджанский тандем.
Правительство Армении выразило готовность выделить 250 млн. долларов на строительство 40-45 км дороги в районе Мегри. По заверению властей, вопросы, связанные с суверенитетом этой части, они не обсуждают. Казалось бы, есть соглашение – мы строим, они будут пользоваться, но с сохранением нашего суверенитета. Но параллельно мы подписали договоры с Ираном, по которым со следующего года начнется строительство довольно крупных инфраструктур по программе строительства туннелей и мостов в рамках МТК "Север-Юг", говорит бывший чиновник.
В то же время он напомнил, что свой участок регионального дорожного строительства в Нахичеване Азербайджан уже завершил, а дорогу в Мегри планирует завершить в конце этого года. Это, по словам Ананяна, означает, что на армянскую сторону будет давление, чтобы страна поскорее начала и завершила 45-километровый участок, который взяла на себя.
В результате эта дорога будет построена намного раньше, чем "Север-Юг", который затягивается уже много лет. Что касается вышеупомянутого регионального проекта, то представление его в качестве важного международного узла для Ананяна неприемлимо. С его точки зрения, это чисто турецкий проект, который будет служить только турецко-азербайджанскому тандему.
"И вот этот клин в виде Армении, который стоял на пути плана реализации Великого Турана, удастся ликвидировать таким способом. А какую роль сыграет Россия в этом, опять же зависит от нашей власти, а также от экономических интересов РФ", - сказал Ананян.
Ухудшение отношений с РФ может нанести удар по энергетической безопасности
Ухудшение отношений с Россией, по убеждению экс-главы Крмитета госдоходов, может нанести серьезный удар также по энергетической сфере Армении.
"Мы получаем газ из России за $165, это доступная цена по сравнению с той, по которой газ поставляется в Европу - она почти в 8 раз выше. Предположим, Россия сделает гуманный шаг и повысит стоимость поставки не в 8, а в два или три раза. Представьте, какие потрясения испытает наша энергетическая система, построенная на российском газе", - сказал Ананян, добавив, что подорожание газа приведет также к росту цен на местную продукцию и товары.
Это, в свою очередь, может привести к снижению объемов экспортируемых товаров, поскольку даже при нынешних ценах на газ себестоимость продукции в Армении достаточно высока, чтобы быть конкурентоспособной на внешних рынках.
Что касается атомной энергетики, Ананян напомнил, что Армянская АЭС до сих пор работает благодаря сотрудничеству с "Росатомом", поэтому ее дальнейшая судьба, по его словам, напрямую зависит от сотрудничества Армении с Россией.