Овсепяны оставили в родном Карабахе все, что с такой любовью и тщанием строили долгие годы. Обрести новое жилище и пустить корни они твердо решили здесь – в приграничном селе Беркабер Тавушской области.
Село Беркабер Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
Глава семьи – 36-летний Гурген Овсепян, с воодушевлением показывает дом, который еще предстоит привести в порядок, и в малейших деталях расписывает его будущее устройство. Продумано все – от расположения детской до кладовой, от свинарника в дальнем углу сада до того, какая культура будет здесь возделываться.
Дом этот уже давно заброшен: хозяева уехали за рубеж, и уже много лет за ним никто не ухаживает. Глава сельской администрации согласился безвозмездно предоставить дом на три года, а также пообещал обеспечить необходимыми стройматериалами. Да и сельчане не остались в стороне, сказали, что помогут обустроиться и встать семье на ноги.
Будуший дом вынужденных переселенцев из Карабаха в селе Беркабер
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Не хочу беспокоить людей, они и без того столько сделали для нас. Пока время есть. Попрошу помочь, если пойму, что не успеваю", - говорит Гурген.
А пока вся семья – сам Гурген, жена Алена, четверо детей и теща Рима – временно устроились в помещении, в котором раньше располагалось сельское кафе.
Вопрос, как и почему они оказались в Беркабере, расстроил Гургена.
36-летний Гурген Овсепян, вынужденно переселенный из села Хачен Аскеранского района
© Sputnik / Aram Nersesyan
Они из села Хачен Аскеранского района. Порядка 15 лет Гурген был военнослужащим-контрактником, во время последней войны тоже был на позициях. Связи не было, несколько дней не получал от семьи ни весточки. Потом солдат разоружили. Гурген узнал, что семья в Степанакерте.
"Там-сям раздобыл одежду, брюки, обувь на размер больше - лишь бы не быть в военной форме", - рассказывает он.
26 сентября на неисправной машине двинулись в сторону Армении. Надеялся, что проеду хотя бы мост Хакари, но машина испортилась у Шуши - прямо напротив азербайджанской позиции.
"Мотор вышел из строя… Никто не останавливался, дети плакали…", - вспоминает Гурген.
В конце концов кто-то остановился и предложил помощь. Когда доехали до моста Хакари, раздался звонок. Оказалось, что отец Гургена был на месте взрыва на топливном складе под Степанакертом.
Гурген Овсепян в селе Беркабер
© Sputnik / Aram Nersesyan
Вернуться было невозможно, скрепя сердце и стиснув зубы, продолжили путь. Добрались до Армении только через три дня.
"Было очень тяжело, пили только воду. Маленькая еще не поправилась: питание разбавляли холодной водой, дети плакали от голода, и я плакала от того, что не могла накормить их даже черствым хлебом", - рассказывает Алена.
Сначала поехали в Арарат, но там негде было остановиться. Отправили в Иджеван, где им и предложили поселиться в приграничном селе Беркабер.
"Нас очень хорошо приняли. Три дня подряд сельчане приходили, каждый хотел что-то сделать для нас", - рассказывает Алена.
14-летний Вазген и 10-летняя Карине уже ходят в школу, 2-летняя Лилит – в детский сад. Уже успели обзавестись друзьями. Ну а 5-месячная Тамар дома с родителями.
Гурген обратился для прохождения контрактной службы, ждет ответа. Родственники скинулись и купили для него старенький Opel, чтобы мог немного подрабатывать таксистом.
Вынужденный переселенец из села Хачен Аскеранского района, 36-летний Гурген Овсепян рядом с новой машиной
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Я крепко стоял на ногах, и снова встану, коробит только то, что оставил там отца… Меня не пугает, что это граница: какая разница - 1 км или 25?! Вон позиция врага. Сяду здесь, буду следить. Я всегда буду здесь", - твердо говорит Гурген.
Гурген Овсепян с дочкой Карине
© Sputnik / Aram Nersesyan