ЕРЕВАН, 6 ноя - Sputnik. Вопрос экспорта армянского коньяка под торговой маркой "Армянский бренди" имеет две стороны: политическую и правовую. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил председатель Национального центра вина Армении Аваг Арутюнян.
"Дело в том, что 186 стран мира, ратифицировавшие законодательство, связанное с коньяком (международные соглашения о взаимном признании товарных знаков и защищенных географических наименований - ред), разделены на 2 группы: одна группа – это страны, зарегистрировавшие коньяк как защищенное географическое название. Другая группа, в которую входят Армения, США и еще 100 стран, считают коньяк не географическим названием, а разновидностью напитка, и эти 102 страны на своих территориях и в торговле друг с другом свободно используют слово "коньяк"", - объясняет Арутюнян, добавляя, что если бы Армения захотела, она бы просто не подчинилась требованию Франции.
В этом случае Армения могла бы экспортировать коньяк под этим названием в США и другие страны, кроме стран Европы. Однако правительство Армении решило пойти другим путем, или, как говорит Аваг Арутюнян, слепо подчиниться Франции или ЕС.
Для нашего собеседника такое решение правительства является странным еще и с той точки зрения, что доля армянского коньяка на рынке ЕС на данный момент незначительна по сравнению с рынками России, Америки и Китая.
На этих рынках и ранее армянский коньяк латиницей можно было называть только brandy (Armenian brandy), но по-русски или по-армянски можно было надписывать "коньяк". При продажах в США такое "соломоново решение" делало его коньяком для армянских и постсоветских потребителей.
Арутюнян также напомнил, что на международном рынке напиток под маркой "армянский коньяк" стоит в несколько раз дороже, чем "армянский бренди", поскольку бренди считается более дешевым напитком.
"Эта проблема существует уже 30 лет, и все это время мы говорим правительству: давайте переименуем, создадим собственный бренд. Об этом говорили еще в советские годы", - вспоминает Арутюнян.
Обсуждения и споры вокруг нового названия армянского коньяка имеют десятилетнюю историю.
Обсуждались названия "Масис", "Аракс", "Арарат" и другие известные географические наименования. Но ни одно из них не было принято. В результате дорогой "армянский коньяк" превратили в дешевый "бренди". На отказ от "коньяка" Армения согласилась в рамках Соглашения о расширенном и всеобъемлющем партнерстве (CEPA) с Евросоюзом, которое было подписано в ноябре 2017 года.
В июне 2021-го правительство Армении приняло грант от Евросоюза в 3 млн евро на расходы по продвижению нового наименования для армянского коньяка. На эти деньги нужно было выбрать и нанять зарубежного консультанта, который выработал бы для этого маркетинговую стратегию.
Ранее министр экономики Армении Ваан Керобян сообщил, что по итогам обсуждений с игроками отрасли и крупными брендинговыми компаниями было решено работать с названием Armenian brandy (при этом о завершении работы над этой стратегией до сих пор не сообщалось - ред).
По имеющимся данным, сейчас Армения работает с партнерами из ЕС и, особенно, с Францией, чтобы Armenian brandy был не просто торговой маркой, а означал для потребителя определенные стандарты качества и строгую систему контроля.