ЕРЕВАН, 6 ноя — Sputnik. Власти Армении упорно пытаются ухватиться за брюссельскую площадку в то время как главные оппоненты в Азербайджане утратили всякий интерес к этому формату. Такое мнение выразил в интервью Sputnik Армения политолог Сурен Суренянц. Он считает также, что предложенный армянским премьером Николом Пашиняном "Перекресток мира" в регионе не сработает.
К тому же этот формат, по оценке Суренянца, не будет обслуживать интересы Армении в условиях значительной зависимости Евросоюза от азербайджанских энергоносителей. И весьма наглядно эту зависимость продемонстрировала глава МИД Германии, когда в Ереване в ходе пресс-конференции на достаточно прямой вопрос немецкого журналиста о санкциях против Азербайджана дала понять, что не нужно ставить их перед выбором, дилеммой, и что никаких санкций против Баку не будет.
Азербайджан же взял от брюссельского формата все, что хотел, а именно – Нагорный Карабах. Благодаря этому формату Ильхам Алиев получил легитимные основания для поглощения Нагорного Карабаха. Однако к этому поглощению причастны и власти Армении. Эксперт считает, что Пашинян, начиная с 2022 года, последовательно пытается избежать обсуждения 9-го пункта трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. И, к слову, выдвинутый им проект "Перекресток мира" призван снять с повестки реализацию этого пункта.
Речь, как известно, идет о разблокировке коммуникаций в регионе. Согласно 9-му пункту, все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы, Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской автономией, а контроль за транспортным сообщением должна осуществлять Пограничная служба ФСБ РФ.
С точки зрения Суренянца, 9-й пункт не предполагает наличия экстерриториального коридора через Армению по аналогии с Лачинским, но это и не означает обычный режим функционирования путей через Армению. Иными словами, коммуникация через Армению согласно этому пункту – некий промежуточный вариант между экстерриториальным коридором и обычной дорогой", - отмечает Суренянц.
Однако власти Армении решили любой ценой избавиться от этого пункта. С целью избежать обсуждения этого пункта Пашинян с очевидной подачи Запада придумал идею "снижения планки" в вопросе статуса Нагорного Карабаха. Логика заключалась в следующем – принести Нагорный Карабах в "жертву", чтобы спасти Сюник и предотвратить открытие экстерриториального, в понимании властей, коридора через южный регион Армении.
Эксперт имеет в виду резонансное выступление Пашиняна в апреле 2022 года, когда с трибуны парламента тот заявил, что все международные партнеры Армении ожидают от нее снижения планки своих требований в вопросе статуса Нагорного Карабаха, взамен обещая широкую консолидацию вокруг Армении и Нагорного Карабаха.
По словам Суренянца, еще в самом начале, когда впервые идея "планки" начала обсуждаться, многие говорили, что это аморальный подход к соотечественникам Нагорного Карабаха. К тому же страна, потерпевшая поражение в войне, не сможет денонсировать взятое на себя письменное обязательство, уступив что-то другое. И как показали дальнейшие события, после потери Нагорного Карабаха разговоры о "Зангезурском коридоре" не только не прекратились, но и данную повестку еще активнее начала продвигать Турция. Если Азербайджан в вопросе коридора начал придерживаться более примирительной риторики, то Турция занимает куда более жесткую позицию. А дипломатических ресурсов у Анкары гораздо больше.
Пожертвовав Нагорным Карабахом, Пашинян теперь пытается отменить 9-й пункт с помощью "Перекрестка мира". Суренянц считает такой подход наивным, он убежден, что этот проект нереалистичен. Чтобы оценить реалистичность проекта, нужно посмотреть на задачи и повестку других региональных игроков. Он убежден, что как минимум четыре из пяти стран региона будут против этого проекта. Турции и Азербайджану "Перекресток мира" не нужен, им нужно другое – "Зангезурский коридор". Ирану это невыгодно, так как проект объединит "туранский мир" под его носом, Грузии он также не нужен из-за неизбежной потери статуса транзитной страны. Единственная страна, кому это может быть выгодно – это Россия, но с тем условием, что все коммуникации будут под ее контролем. Однако это невозможно по определению, так как вся эта история затевалась для окончательного вытеснения России из региона.
"Безопасность Армении в основном зависит от политики ключевых региональных акторов и взаимоотношений между ними. Сейчас происходит регионализация конфликта между Арменией и Азербайджаном, независимо от существующих противоречий, три страны – Россия, Иран и Турция – пришли к консенсусу, а именно: вопросы в регионе должны решаться региональными игроками. На этом фоне непонятно, какие у нас могут быть ожидания от Макрона или Шольца. Геополитические реалии не определяются разговорами о демократии и иными иллюзиями", - говорит Суренянц.
По его словам, премьер Армении предпочитает брюссельский формат переговоров, мотивируя это тем, что ЕС признает территориальную целостность Армении. Но тогда возникает вопрос, почему на саммите в Гранаде Пашиняну даже в отсутствие Алиева не удалось зафиксировать пункт об освобождении оккупированных территорий Армении, куда зашли ВС Азербайджана в 2021-2022 гг. С точки зрения нашего собеседника, в представлении Алиева территориальная целостность Армении – это 10 тыс. кв. километров, зафиксированных Батумским договором 1918 года. Именно с такой "ужатой" Арменией Алиев готов идти на мир.