Село Чинари Бердского района Тавушской области находится всего в нескольких сотнях метров от азербайджанской границы. По последним данным, здесь проживают около 600 человек. В советские времена жителей было примерно в три раза больше. В селе есть школа, детский сад, основное занятие местных жителей – садоводство и скотоводство. В последние годы многие также работают в промышленных цехах, открытых неподалеку. Чинарцы очень привязаны к своей земле и воде. Это касается и тех, кто выехал на заработки за границу. Они уехали, но мыслями и душой остались в прекрасном приграничном селе. С первых дней некоторые из проживающих за рубежом чинарцев поддержали общину в вопросе оказания помощи нашим соотечественникам, прибывшим в село из Нагорного Карабаха.
Вынужденная переселенка из Аскеранского района Нагорного Карабаха Гюлум Балаян показывает соленья, засоленные в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Не сидеть же без дела?" - Гюлум из Аскерана уже приготовила соленья на зиму
59-летняя Гюлум Балаян приехала из села Рев Аскеранского района. Там семья занималась земледелием и скотоводством.
"Мы жили очень хорошо, у нас был дом и приусадебный участок. Ничего не смогли с собой привезти, взяли по одному комплекту одежды и уехали. К тому же, моя одежда так и осталась в машине, которая нас довезла до Армении", - рассказывает Гюлум.
В Чинари они поселились всемером – Гюлум с мужем, сыном, невесткой и тремя внуками. Хотя предоставленный им дом довольно просторный, но живут все в одной комнате. Дом много лет пустовал, стекла в окнах разбиты, ставни гнилые, потолок и стены вот-вот обрушатся от сырости.
Вынужденная переселенка из Аскеранского района Нагорного Карабаха Гюлум Балаян показывает дом в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Удобств", в том числе ванной, в доме пока нет. Приходится купаться у соседей, а детей купают в корытах. У них нет стиральной машины и холодильника, хранят продукты в соседском. Земля долго не обрабатывалась, но Гюлум за две недели успела не только привести дом в порядок, но и расчистить участок при доме, перекопать землю и посеять чеснок.
Вынужденная переселенка из Аскеранского района Нагорного Карабаха Гюлум Балаян во дворе дома в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Ламара, ты поставила кофе?" - между делом обратилась Гюлум к невестке.
Отказ от кофе не принимается. Женщина спешит привести нас в подвал и показать все, что сделала за эти две недели: лечо, аджику, сок шиповника и несколько больших пластиковых банок солений.
Вынужденная переселенка из Аскеранского района Нагорного Карабаха Гюлум Балаян показывает консервы, закатанные в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Окна красные, крыша белая – наш дом был таким красивым. А теперь придется заново становиться на ноги", - неожиданно обращается ко мне Гюлюм и, не дожидаясь ответа, показывает хлев по соседству с домом.
"Займемся скотоводством. В Карабахе у нас было много овец, коров, свиней, кур, индеек, гусей. Собираемся соорудить тонир, будем печь хлеб, в том числе и на продажу".
Пока жена занимается делами по дому, ее муж, Вагиф, каждое утро ходит в лес, собирает шиповник и зкер (разновидность мушмулы – ред.) – и себе домой, и соседям.
Родина начинается с границы: Агаси из Мартакерта вернулся к военной службе
40-летний Агаси Акопян родом из села Гетаван Мартакертского района, 17 лет служил по контракту, защищал родные границы. Отец пятерых детей параллельно со службой занимался земледелием, скотоводством, держал ульи.
Вынужденный переселенец из Мартакертского района Нагорного Карабаха Агаси Акопян во дворе дома в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Пожили неделю в Ереване, не выдержал, решил подыскать себе дом в деревне, так и оказались в Чинари", – рассказывает Агаси.
Это первая многодетная семья, обосновавшаяся в деревне. Как и во многих домах, у них нет ванной, сельчане помогли стройматериалами на ее строительство. Агаси уже подал заявление на контрактную военную службу, ждет ответа.
"В НК я получал зарплату в 450 тысяч драмов ($1100), здесь будет поменьше, но посмотрим. Сельский староста сказал, что нам дадут инжирный сад, обеспечат скотом, буду держать пчел, все у нас получится", - говорит Агаси.
Жизнь с 5 детьми (четверо – школьники, младшему Монте два года) так близко к врагу не беспокоит нашего собеседника, он повторяет известные слова: родина начинается с границы. "Жил на границе и снова готов жить".
Страну за день не построишь – Михаил из Мартуни видит будущее своей семьи в Чинари
"Я уже чинарец" - в ответ на вопрос "откуда вы?" говорит 29-летний Михаил Бабаян. Он из села Красный базар Мартунинского района. Когда началась война, Михаил был на позициях, где проходил службу в качестве контрактника.
Семья Бабаянов, вынужденных переселенцев из Мартунийского района Нагорного Карабаха, во дворе дома в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"У меня не было никаких вестей от семьи, наш пост подвергся артобстрелу, я попал в госпиталь с ожогами. Потом искал семью по селам. Оказалось, сосед вывез их из нашего села, а я не знал", - рассказывает Михаил.
Вместе с женой Татев и пятью детьми они выехали из Нагорного Карабаха в кузове "ЗИЛ"-а, свою машину пришлось оставить, поскольку не было топлива. В Армении, смогли найти дом в Бюрегаване за 50 тысяч в месяц.
Семья Бабаянов, вынужденных переселенцев из Мартунийского района Нагорного Карабаха, во дворе дома в селе Чинари Тавушской области
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Отвезли туда вещи, готовились переехать, но на следующий день хозяин сказал, что продал дом, и надо выезжать", – рассказывает Миша.
Они узнали о возможности получить дом в Чинари и поехали туда. Его не пугает, что Чинари – приграничное село, говорит, что сейчас вся страна приграничная. Газа пока нет, но скоро подключат. Семья очень впечатлена теплым приемом местных жителей.
"Всем друзьям и знакомым советую приезжать сюда".
Он планирует вернуться на контрактную службу. К их большой семье присоединился и брат Татев Карен. Он уже купил четырех кроликов, будет заниматься их разведением.
"Страну за день не построишь",– говорит Миша, а потом уверенно добавляет: потихоньку все наладится, лишь бы был мир.
P.S. Отметим, что на момент нашего визита в Чинари уже обосновались 13 семей, число учеников школы благодаря карабахским детям увеличилось на 17. По словам главы администрации села Самвела Сагояна, они могут принять еще несколько десятков семей.
"Хотим, чтобы были большие семьи, стараемся, чтобы приезжали с родственниками, чтобы легче и быстрее адаптировались", - говорит Сагоян.
Они продолжают инвентаризировать свободные дома в селе, по возможности благоустраивая их для новых жильцов.