6 лет назад в Мартуни приехала Эка Хорстка – психолог (и по совместительству оперная певица-сопрано) с армянскими корнями. Женщина планировала открыть культурный центр и для начала попыталась понять, в чем нуждаются местные дети. Она постучалась в первый попавшийся дом, и, как оказалось, за его дверью была скрыта одна из самых больших проблем региона, нуждающихся в решении. Так психолог Хорстка познакомилась с 16-летним Ваге и его отцом. Более 15 лет назад у мальчика был диагностирован детский церебральный паралич, и с тех пор ребенок почти не выходил на улицу. Ваге не стоял на учете в социальном отделе, о нем не знали даже в местной поликлинике.
"Когда мы начали заниматься этой темой, оказалось, что Ваге — не единственный подросток, у которого тяжелые проблемы со здоровьем. Исходя из регионального менталитета, многие родители держали взаперти своих детей с ограниченными возможностями, проблемы умалчивались", - вспоминает Эка.
Они всей командой приступили к изучению проблемы, в результате только в Мартуни выявили 360 детей с различными видами инвалидности. Разработали программу и выиграли грант.
"На тот момент мы уже не могли помочь Ваге и облегчить его состояние, но я всегда говорю, что он изменил жизни 500 детей", - рассказывает Эка.
Со-основательница Центра развития детей с инвалидностью "Воскепорик" Эка Хорстка с воспитанницей Центра Наре
© Sputnik / Aram Nersesyan
Так, новый центр эстетического развития "Воскепорик" начали посещать дети с ограниченными возможностями. Учитывая, что Эка по специальности не только психолог, но еще и оперная певица, она всегда пыталась использовать искусство, как средство для развития детей.
И в этом случае ее метод сработал, за эти годы вместе с детьми и при их участии были организованы разные представления и другие мероприятия. В центре с детьми работают психологи, логопеды, они проходят обследования, реабилитацию.
Центр развития детей с инвалидностью "Воскепорик" в Ехегнадзоре
© Sputnik / Aram Nersesyan
Центр посещают не только дети с ограниченными возможностями, но и вполне здоровые. Эка объясняет, что, если центр будет доступен лишь для детей с инвалидностью, это будет дискриминацией. Кроме того создается здоровая инклюзивная среда, что полезно для всех. Центр "Воскепорик" изменил не только детей, но и их родителей, для которых также проводятся тренинги.
"Да и мы сами изменились", - отмечает психолог.
В 2020 году они решили открыть еще один такой же центр — в Ехегнадзоре. А еще в Мартуни начали внедрять формы адъювантной терапии. Речь в первую очередь идет об иппотерапии.
Иппотерапия
Иппотерапия – вспомогательный метод реабилитационного лечения, известный еще со времен Гиппократа. Около 5 лет назад Эка прошла переподготовку в Европе. По ее словам, в Швейцарии это направление считается не вспомогательным, а одним из основных видов терапии.
"Лошадиная терапия помогает в нескольких направлениях. С одной стороны, она очень полезна для эмоциональной поддержки. Это ценный опыт общения ребенка с животным. Многим детям мы помогаем преодолеть страх по отношению к животным. Тут прежде всего важен психологический фактор, но контакт с животными имеет и физиотерапевтическое значение. Все процедуры должны проводиться исключительно под присмотром специалистов", - говорит она.
Воспитанница Центра развития детей с инвалидностью "Воскепорик" Наре
© Sputnik / Aram Nersesyan
Когда детей с церебральным параличом укладывают на спину лошади, мышцы пациента двигаются и тренируются, но в то же время сам ребенок остается неподвижен. Поэтому не всякая лошадь подходит для иппотерапии: она должна быть ухоженной, иметь правильную осанку и т. д. Опыт иппотерапии, начавшийся в Мартуни, был продолжен и в Ехегнадзоре.
Маленькие воспитанники "Воскепорика"
В двухлетнем возрасте у Наре диагностировали синдром Дауна. Эти годы были трудными для всех, ее мама Анжела говорит, самым трудным было понимать Наре — она хоть и разговаривала, но не входила в контакт, общение с ней было затруднено. 3 года назад Наре стала посещать центр "Воскепорик", и сегодня ее мама отмечает уже большие успехи.
"Наре 16 лет, она общается, научилась выражать свои мысли. Больше гадать не приходится, чего она хочет, а чего нет", - рассказывает мама.
Воспитанница Центра развития детей с инвалидностью "Воскепорик" Наре с мамой Анжелой
© Sputnik / Aram Nersesyan
10-летняя Элен страдает детским церебральным параличом (ДЦП). Раньше она очень боялась животных, но общение с лошадьми устранило этот страх, Элен стала более спокойной. Ее мама - Айкануш - признается, что центр изменил не только дочь.
"Раньше я комплексовала, не брала Элен с собой никуда, только в гости к самым близким, но сегодня она уже спокойно вместе со мной ходит везде", - говорит мама.
Айкануш, мама воспитанницы Центра развития детей с инвалидностью "Воскепорик" Элен
© Sputnik / Aram Nersesyan
7-летняя Карина страдает аутизмом и отстает в развитии речи. Интересно, что разговаривая, она чаще использует английские слова. Мама Алина, говорит, что это результат просмотра англоязычных мультфильмов, от которых девочку сейчас пытаются отучить. Центр "Воскепорик" они посещают уже два года.
"Изменения колоссальные. Она была гиперактивной, а сейчас стала довольно спокойной. Применили и иппотерапию, что тоже сильно помогло", - рассказывает Алина.
Алина, мама воспитанницы Центра развития детей с инвалидностью "Воскепорик" Карины
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мечты
Центр сейчас занимается сбором средств, поскольку имеющихся финансов хватает на 500 детей, но тех, кто нуждается в помощи, намного больше. Сбор средств позволит привлечь больше детей в программу иппотерапии.
Самая большая мечта Эки – чтобы в один прекрасный день центр стал самодостаточным и не зависел от благотворителей. У них уже разработана модель социального предпринимательства. Хотят создать зону отдыха, куда будут приходить обычные семьи, а специалисты будут заниматься обучением и развитием их детей. Это все будет происходить на платной основе, а полученные средства позволят проводить бесплатные реабилитационные процедуры для детей с ограниченными возможностями.
Еще Эка очень хочет, чтобы все дети были здоровыми и настал бы день, когда центры, подобные "Воскепорикам", перестали быть нужными. Но, поскольку этот день еще далек, есть цель создать такие центры во всех регионах Армении и изменить, к лучшему, жизни как можно большего числа детей.