ЕРЕВАН, 20 ноя – Sputnik, Марианна Галстян. Путь от идеи вновь поставить балет Петра Чайковского "Лебединое озеро" на ереванской сцене до ее реализации был непростым. Когда директор Национального академического театра им. Александра Спендиаряна Карен Дургарян решился на эту "авантюру", он знал, что к такому масштабному спектаклю подготовить надо не только балетную труппу, но и зрителя.
Карен Дургарян во время пресс-конференции (6 февраля 2023). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
"Весь театр должен был готовиться к серьезной нагрузке. Поэтому начали с маленьких, но эффективных шагов. Сначала был "Щелкунчик", затем "Ромео и Джульетта"… артисты начали играть не по четыре спектакля в месяц, а по четыре - каждую неделю. Публика стала активнее, и так мы пришли к этой постановке", - в беседе со Sputnik Армения рассказал Рубен Мурадян - ведущий солист театра, также временно исполняющий обязанности главного балетмейстера.
Грузинский опыт и удавшаяся премьера
В Ереване армянская балетная труппа представляет отредактированную народным артистом России Алексеем Фадеечевым версию "Лебединого озера". Художественным руководителем спектакля является народная артистка Грузии и России, художественный руководитель Грузинского балета Нино Ананиашвили.
Нина Ананиашвили во время пресс-конференции (6 февраля 2023). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
Она вместе с группой специалистов несколько месяцев работала с балетной труппой театра, передавая весь свой опыт и знания.
Конечно, поставить спектакль можно было и своими силами, но такого великолепного результата добиться бы не удалось, уверен Рубен Мурадян.
"Лебединое озеро" не видели и не танцевали в Армении уже два поколения. Итог не мог быть таким же, как с привлечением не оторванных от процесса опытных специалистов", — говорит Мурадян.
Рубен Мурадян на репетиции "Опера-Бала"
© Sputnik / Aram Nersesyan
Ожидания полностью оправдались: ни один спектакль не прошел без аншлага, отмечает он.
Одетта и Одиллия: роль черного и белого лебедей в исполнении одного артиста
Балет "Лебединое озеро" считается одним из самых сложных с точки зрения технической составляющей. Особенно это касается женского состава. В то же время этот балет играет чрезвычайно важную роль в их карьере.
Не существует артистки балета, не мечтающей о сольном танце белого и черного лебедей - Одетты и Одиллии. Исключением не являются и наши солисты. Они убеждены, что именно этот спектакль продлевает карьеру балерины.
"Этот спектакль также очень важен для подрастающего поколения, имеет большое воспитательное значение, как с точки зрения знакомства с великой музыкой Чайковского, так и профессионального роста. Если труппа может справиться с "Лебединым озером", то все остальные постановки даются легко. Это самое главное", - признается ведущая солистка Национального академического театра оперы и балета Мери Ованнисян.
Ведущий солист Национального академического театра оперы и балета имени Ал.Спендиаряна, заслуженный артист РА Мэри Ованнисян
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Но если для Мери это первый за ее довольно длительную карьеру спектакль такого масштаба, то для другой танцовщицы - Марии Погосян (Семеняченко) это уже 4-я версия балета. В последний раз она выходила на сцену с этим спектаклем в 2019 году, когда работала в Москве. Мария даже представить не могла, что однажды ей снова выпадет шанс выйти на сцену в пуантах и пачке и станцевать сольные партии Одетты и Одилии.
"Это очень сложный балет, особенно, учитывая, что нужно создавать два разных образа. Из доброго, скромного и мечтательного лебедя сразу же превращаешься в коварного и злого. Потом ты выходишь на сцену в одних лосинах, одежда ничего не скрывает, на сцене ты должна быть идеальной. Я делаю все возможное, чтобы зрители получали удовольствие от моего выступления", - в беседе с нами сказала Мария.
Солист Национального академического театра оперы и балета имени Ал.Спендиаряна Мария Погосян (Семеняченко)
© Sputnik / Asatur Yesayants
Да, работать над двумя столь полярными, противоречивыми образами в одном спектакле нелегко, однако девушки воспринимают это как шанс продемонстрировать свое мастерство и артистизм.
С мужским составом все гораздо проще. Танцоры признаются, что у них есть более сложные и интересные роли в других спектаклях, но уникальность "Лебединого озера" в умении стать идеальным партнером для лебедя.
"Никогда не мечтал о "Лебедином озере", но как ведущий солист, как артист с определенным опытом понимаю, что этот балет должен обязательно быть в репертуаре. Это одна из жемчужин мирового балета", - сказал ведущий солист труппы Раффи Галстян.
Ведущий солист Национального академического театра оперы и балета имени Ал.Спендиаряна Раффи Галстян
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
В отличие от Раффи, ведущий солист Размик Марукян действительно мечтал о роли именно в этом балете. И мечта сбылась много лет назад в Англии.
"Когда узнал, что балет будет ставиться и здесь, был спокоен, так как уже его танцевал, и мне оставалось лишь усовершенствовать навыки. Сейчас концентрируюсь не на заучивании шагов, а на работе с партнером. Над тем, чтобы наш дуэт стал более гармоничным", - отмечает Размик Марукян.
Ведущий солист Национального академического театра оперы и балета имени Ал.Спендиаряна Размик Марукян
© Sputnik / Asatur Yesayants
Кстати, на главные роли Одетты-Одилии и принца Зигфрида были подготовлены не одна или две пары, как это бывает в других постановках, а сразу 6. Во время каждого выступления практически полностью меняется и состав балетной группы. То есть, было сделано все, чтобы к "Лебединому озеру" была причастна вся труппа.
История "Лебединого озера"
Петр Чайковский написал балет "Лебединое озеро" в 1876 году. Премьера состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре в Москве.
В Национальном академическом театре оперы и балета имени Александра Спендиаряна балет "Лебединое озеро" ставился четыре раза. Впервые в 1934 году в постановке Юрия Рейнеке, затем в 1940 году под руководством Леонида Лавровского. Третий раз армянский зритель увидел его в 1955 году в постановке балетмейстера Владимира Варковицкого.
До сегодняшней постановки последний раз балет "Лебединое озеро" был срежиссирован Константином Сергеевым в 1971 году. Эта версия спектакля оставалась в репертуаре театра до конца 1980-х годов.