ЕРЕВАН, 29 ноя - Sputnik. Турецкие хакеры взломали QR-коды учебника по армянскому языку для 5 класса, предназначенные для дополнительной информации для детей, и около 24 часов на экранах вместо учебных материалов красовался флаг Турции. Тревожный сигнал поступил Sputnik Армения от Лианы Карапетян, чья дочь учится в 5–м классе.
После изучения материалов урока по родному языку школьница решила получить дополнительную информацию с помощью QR-кода, но результат сканирования привел ее в замешательство.
"Дочь вскрикнула от неожиданности. Сказала: "Мама, турки в Армении. Они внесли изменения в наш учебник!". Мне показалось, что ее слова – из жанра фантастики. Сама направила телефон на QR-код в учебнике и на экране появилась турецкая пропаганда", - рассказывает Лиана.
Женщина сразу поняла, в чем дело. Но ей понадобился целый час, чтобы объяснить перепуганной дочери, что на самом деле это хакерская атака и один из методов ведения информационной войны.
"Этот вопрос нуждается в безотлагательном решении. Образовательные сайты и информация, которую получают дети, должны быть защищены особо надежно. Необходимо предпринять дополнительные меры, чтобы наши дети не становились свидетелями подобных явлений", - отметила Карапетян.
Эксперт по информационной безопасности Самвел Мартиросян в беседе с нами отметил, что проблема могла бы оказаться более серьезной, если бы, например, хакеры исказили учебные материалы, или, скажем, разместили непристойные, порнографические материалы или установили какой-то вирус
"Полагаю, хакеры могли и не знать, что взламывают школьный сайт, просто решили навредить", – говорит он.
Эксперт заметил, что оцифровка учебников является проблематичным явлением. По его мнению, не стоит связывать ребенка второго класса с интернетом, цифровым миром, однако сегодня QR-коды есть даже в учебниках второго класса.
Их наличие в учебниках также может вызвать проблемы.
"Иногда эти QR-коды ведут на какие-то сайты, например, на YouTube. Проблема в том, что эти видео могут быть однажды удалены YouTube, и в учебнике будет "мертвая" ссылка. Но конкретно на данный момент проблема в том, что сайт, на котором были размещены материалы издания, смогли взломать турецкие хакеры", - сказал он.
Мартиросян отметил, что издатели учебника должны более внимательно следить за сайтами, к которым ведут QR-коды. Хотя бывают случаи, когда QR-коды ведут на сайты, не предусматривающие контроля за публикациями.
"Это серьезная проблема. Не представляю, как можно ее решить в случае с уже напечатанными учебниками", - отметил эксперт.
Тамара Саркисян из управления общего образования Минобрнауки сообщила Sputnik Армения, что проблема не в QR, а в веб–сайте, на который ведет код. В качестве временного решения они деактивировали возможность перехода по взломанному QR-коду, пока специалисты не восстановят доступ к ресурсу с учебными материалами.
Что касается контроля в целом, то Саркисян заверила, что периодически проводятся проверки на предмет достоверности источников, к которым ведут активные ссылки, а в случаях выявления проблем предпринимаются меры для предотвращения доступа к искаженной информации.
"Мы просматриваем QR с определенной периодичностью. Если выявляем проблему, то предпринимаем меры, по крайней мере, на уровне закрытия доступа", - подчеркнула она.
Саркисян отметила, что при включении QR-кодов в учебник учитывались подобные риски и проблемы, проводились консультации со специалистами.
"Для нас очень важно обеспечить доступ разносторонней учебной информации. А риски пытаемся контролировать посредством мониторинга и подбора надежных источников", - добавила сотрудница Минобрнауки.
Несмотря на возникновение проблем, министерство не намерено удалять QR-коды из учебников, поскольку считает их важным компонентом расширения возможностей школьного образования.