ЕРЕВАН, 29 ноя – Sputnik. Заявление министра территориального управления и инфраструктур Армении Гнела Саносяна об увеличении объемов импорта газа из Ирана следует рассматривать как политическое. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил эксперт по энергетической безопасности Ваге Давтян.
Ранее министр заявил, что Армения планирует увеличить объемы импорта газа из Ирана.
"Учитывая нарастающие в Армении антироссийские настроения и то, что российское влияние здесь реализуется, преимущественно, через экономику (особенно в энергетической системе, существенная часть которой напрямую связана с российским государственным капиталом), полагаю, что это заявление призвано обозначить курс на диверсификацию нашей энергетической системы. Цель этой риторики - показать, что делается попытка снизить влияние российского фактора", – отметил Давтян.
В то же время он напомнил, что вся газотранспортная система Армении, включая газопровод Иран-Армения, принадлежит российской компании "Газпром", поэтому полностью нивелировать российский фактор при построении армяно-иранского "энергетического диалога" не получится.
"Каждый, кто продвигает подобный нарратив, должен это понимать. Так что заявления заявлениями, но объективные инфраструктурные реалии говорят о том, что воплотить их в жизнь будет довольно сложно", – констатирует Давтян.
С другой стороны, добавил эксперт, реализации идей министра препятствует не только и не столько принадлежность газопровода российской компании, а другая, куда более серьезная проблема. Армения приобретает иранский газ по бартеру: то есть газ в обмен на электричество в соотношении 1/3. Таким образом, увеличивая объем импорта газа, Армения должна нарастить и объем поставляемой в Иран электроэнергии. Между тем, такой возможности на сегодня нет. Третья высоковольтная линия Иран-Армения мощностью 400 кВт, которая должна была быть введена в эксплуатацию в 2019 году, до сих пор не построена.
Энергетическое сотрудничество между Арменией и Ираном в заявленных масштабах не может развиваться без строительства этой инфраструктуры.
Что касается иранской стороны, то действующий газопровод позволяет в несколько раз увеличить объем газоснабжения. Пропускная способность газопровода составляет 2,3 млрд. кубометров в год, однако сегодня по нему в Армению импортируется всего 350-400 млн. кубометров.
Разговоры об интенсификации энергетического сотрудничества с Ираном для Армении не новы. Двустороннее расширение бартерной сделки после завершения строительства линии электропередач планировалось с самого начала. С этой целью несколько лет назад был переоснащен и сдан в эксплуатацию 5-й энергоблок Разданской ТЭС, который должен был работать исключительно на экспорт.
Однако в ноябре 2021 года "Газпром Армения" объявила, что временно приостанавливает его эксплуатацию, поскольку с момента запуска станция "Раздан–5" работала нерегулярно и с убытком в 30%.
Что касается сугубо экономической стороны вопроса, то реальной необходимости в увеличении объемов импорта газа в Армению нет, считает Давтян.
"Армянский рынок невелик, имеется долгосрочный договор о поставках газа с "Газпромом", в рамках которого РФ обязалась до 2043 года экспортировать природный газ в Армению. На рынке электроэнергии наблюдается спад спроса, есть утвержденная правительством стратегия по увеличению доли возобновляемой энергетики в энергетической системе страны до 2040 года. Обобщая все эти данные, приходим к выводу, что экономической целесообразности, реального спроса на импорт дополнительных объемов газа в Армении нет", - говорит эксперт.
Отметим, что газопровод Армения-Иран был сдан в эксплуатацию в 2007 году. Иранский газ используется для Ереванской ТЭЦ и, в небольших объемах, для 5-го энергоблока Разданской ТЭЦ. Часть произведенной электроэнергии экспортируется в Иран, другая – остается в Армении. Возможности газопровода используются на 20%. Между сторонами есть договоренность: Армения поставляет 3 кВт.ч электроэнергии за 1 кубометр иранского газа.