Интересные факты об Армении и армянах

Почему армянкам приходилось срочно просыпаться, не носить желтое и что из этого вышло

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Периодическое обращение правительства Армении к так называемому "женскому вопросу" говорит о том, что решение проблемы еще не найдено. Вот и во второй половине ноября премьер-министр Никол Пашинян вместе с представителями коалиции НПО обсудили законодательные изменения для защиты прав женщин.
Говорилось, в частности, что, по данным Статистического комитета республики, соотношение женщин и мужчин в стране составляет 53% на 47%, а на рынке труда – 54% женщин на 46% мужчин. Отсюда вывод: надо помочь женщинам наилучшим образом применить свои умения и знания в социально-экономической жизни страны. Кто бы спорил: силы, ум, красота есть – вперед и с песней? Однако, получается по-разному.
Насчет полноценной вовлеченности в экономику не могу знать, что же до политики, то кто кому должен подставлять плечо – еще вопрос. Впрочем, видно и невооруженным глазом.
Активность армянских женщин в общественно-политической жизни страны начала зреть еще на митингах 90-х, и сегодня созрела настолько, что в ход пошли усмирители в красных беретах (вот кого следовало бы окоротить). Заметное место заняли и продолжают занимать армянки в высоких кабинетах власти с одной стороны, с другой – они же представляют значительную часть заточенного против власти электората.
Короче говоря, представления о женщине-армянке как о забитом мужем и свекровью существе с печальными глазами остались в далеком прошлом. И слава Богу!
А теперь как напоминание о давно минувших днях. Взято из правил этикета начала XX века для более глубокого понимания того, как было и что стало. Вспоминаем, сравниваем, поражаемся.
Например, в конце XIX – начале XX века девушкам запрещалось прилюдно смеяться, плакать, чихать, зевать и есть что-либо, для пережевывания чего надо было широко открывать рот. Допустимо было мороженое, поедаемое крохотной ложечкой, ягоды или маленькие конфеты, отсюда убеждение, что женщины – сладкоежки.
Что было, то прошло, ничего подобного я, проживший на этом свете не один десяток лет, уже не застал. Видел другое. Да, еще лет 40 тому назад женщин за стол с хашем не сажали, сварить, разлить, подать – пожалуйста, остальное – отдельно от мужчин.
Загляните в нынешний зимний сезон в любую хаш-харчевню Еревана (и не только): женских столов чуть ли не вровень с мужскими: едят, наливают, чокаются, произносят тосты. А уж смешанных столов, когда с женами, дочерями, девушками – их еще больше. На здоровье!
Время застолий затягивается на час, на два. А было время, когда нельзя было даже на минуту остаться наедине с мужчиной, а на девицу, не вышедшую под любым предлогом из пустой комнаты сразу, как только туда вошел посторонний мужчина, смотрели как на потенциальную падшую. Косо смотрели и на девушку, спросившую про незнакомца – кто это? Такое дозволялось только взрослой даме.
Пашинян обсудил с общественниками законодательные поправки по защите прав женщин>>
Сегодня наши заседающие в парламенте или, к примеру, в ереванской мэрии женщины легко объяснят, кто из мужчин и чего стоит, а если не пришелся по вкусу, то тем хуже для попавшего на женский язычок. И все бы в гармонии с достигшей заоблачных высот эмансипацией, если бы не резала слух отборная базарная брань.
В выражении чувств наши леди себя уже не стесняют, бросая оппоненту в лицо (и, соответственно, на камеру) впечатляющие фрагменты из классики армянского мата. Такого не было никогда. Так стало еще и благодаря телеэкранам, по которым уже давно гуляет ненормативная лексика, а надзорным органам хоть бы что. Она потому и называется ненормативной, что выходит за грани нормы, за грань приличия. В нашем случае из уст части наших женщин выходит чересчур.
В те достопамятные времена девушкам нельзя было употреблять просторечные слова и обороты, правда, замужняя дама или вдова могла себе их позволить для придания речи сочности, но только в пределах пристойного.
В те же времена женщинам и девушкам запрещалось не только хоть сколько-нибудь долго смотреть на улицу, но и устраиваться с вышивкой, шитьем, вязанием у окна, выходящего даже на самую тихую улицу – по ней ведь (о, ужас) кто-то может пройти! К окну разрешалось подходить мимолетно – отсюда в старых романах девушки в ожидании гостя постоянно бегают к окну, а не сидят у него. Тоже из серии "чего не видел, того не видел".
Такое могла застать разве Аржо Чилингарян, старейшая жительница Армении, скончавшаяся на днях на 104-м году жизни. Да и то, едва ли, поскольку родилась и прожила всю свою славную жизнь не в городе, а в одной из деревень тогда Шамшадинского района, а ныне Тавушской области Армении.
Между тем, ее городские товарки могли бы рассказать, что девицам того времени строго запрещалось носить желтые платья. Одежду этого цвета долгое время носили так называемые кокотки, а самым пристойным цветом для девиц был голубой. Ну, голубой, так голубой…Сегодняшний колор дамских нарядов нашим прабабушкам и не снился.
О сновидениях. Девицам позапрошлого века рекомендовалось срочно проснуться, если они видели непристойный сон. Как это могло бы происходить на деле, не объясняется, что по тем временам считалось непристойным – тоже. Частых упоминаний о бессоннице из-за сновидений "про это", в старых романах тоже не припоминаю.
Что снится современным девушкам, мне сказать трудно. Предполагаю, что рокот космодрома с зеленой травой у дома сегодня вряд ли, скорее всего, мечты про то, как стать красивой. Или богатой. Или и то, и другое вместе. Между тем, судя по опросу, проведенному два года назад Sputnik Армения, современные девушки тянутся к уму, знаниям, лучшим достижениям в избранной профессии.
Поразительная история Гошаванка: права женщин в средневековой Армении и уникальной хачкар>>
Из признаний участниц конкурса "Мисс Вселенная" и "Мисс Мира".
Нана – юрист по образованию, окончила Французский университет, преподавала юриспруденцию в школе.
Участница конкурса "Мисс Вселенная Армения" и "Мисс мира Армения" Нана Аветисян
"После конкурса я не отступлю от того пути, который уже избрала, просто постепенно буду расширять сферу своей деятельности", - сказала девушка.
Участница конкурса "Мисс Вселенная Армения" и "Мисс мира Армения" Лия Саркисян
Лия Саркисян приехала из Ванадзора. "Такие конкурсы дают хорошую возможность говорить о важных проблемах как на национальных, так и на международных площадках", - считает она.
Кристина Ананян. "По специальности я финансист, хочу сотрудничать с малыми и средними армянскими компаниями, чтобы повысить их авторитет во всем мире", – сказала девушка.
Удачи!