Армения может стать участницей Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК), известного как Срединный коридор, при условии реализации своего проекта "Перекресток мира".
ТМТК - международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию в Турцию и страны Европы. До последнего Ереван не вписывался в проект "Среднего (Срединного) коридора ни с географической, ни с политической точки зрения. Однако за последний год армянская сторона получила несколько предложений о присоединении к маршруту, как из Анкары, так и Тбилиси.
Вопрос подключения Еревана к "Среднему коридору" приобрел новое звучание на фоне разговоров о деблокировании транспортных коммуникаций в регионе. Об этом заговорили и после презентации премьер-министром Армении Никола Пашиняна армянской инициативы "Перекресток мира".
В рамках проекта Армения готова установить 7 контрольно-пропускных пунктов на границах с Азербайджаном и Турцией:
с Азербайджаном - у села Каян (Тавуш), в Сотке (Гегаркуник), близ Караунджа и Ангехакота (Сюник), в Ерасхе (Арарат).
с Турцией - на участках Ахурик (Ширак) и Маргара (Армавир).
Ереван также планирует восстановить четыре железнодорожных участка на территории Республики общей протяженностью в 130 км. Это участок Нрнадзор-Агарак (43 км), Ерасх - Нахичеван (1 км), Гюмри - граница Турции (6 км), Раздан - Каян (80 км). Полная реконструкция "Перекрестка мира", по предварительной оценке Минфина, обойдется в $500 млн.
Теоретически наша страна могла бы стать частью "Среднего коридора" в случае, если бы было завершено строительство магистрали "Север-Юг". Однако на практике наиболее приемлемо присоединение Еревана к проекту через ж/д ветки.
Директор Центра исследования транспортных коридоров Грузии Паата Цагареишвили в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что на фоне последних событий шансы Еревана примкнуть к ТМТК возросли.
Однако для этого наиболее приемлемым он считает восстановление железнодорожных полотен на территории страны. Эксперт пояснил, что цель ТМТК - максимальная синхронизация маршрутов и упрощение передвижения грузов по нему. Наиболее приемлемым в этом случае является синхронизация железнодорожной колеи в странах.
По словам Цагареишвили, Ереван может подключиться к "Среднему коридору" через ветку Каян-Раздан.
Так грузы из Китая по Каспийскому морю доедут в Азербайджан, оттуда по ветке в Армению, далее в Турцию (через Ахурик). Отдельное ответвление ТМТК может быть в Грузию и Иран (в случае восстановления железной дороги в Сюникской области). Теоретически товары из того же Китая, стран бассейна Персидского залива, Индии могут доезжать контейнерами до иранского порта Чабахар, далее из Ирана в Армению и оттуда в Европу через порты Черноморского бассейна. В этом случае Армения становится стыковочным звеном не только для нескольких стран, но и транспортных коридоров.
Эксперт считает, что Армения может присоединиться к ТМТК и без восстановления ж/д инфраструктуры. К примеру, Ереван в сотрудничестве с Грузией может воспользоваться железной дорогой Баку – Тбилиси – Карс (БТК). В настоящее время БТК для нас недоступен, так как Баку не желает, чтобы армянские грузы проезжали по этому маршруту. Вопрос может быть решен только при условии, если Армения и Азербайджан договорятся.
Что касается восстановления железной дороги в Иран из Армении, то Цагареишвили считает это важным, не только для Еревана, но и Тбилиси. Так как в этом случае, в Грузию будут поступать не только товары из Армении, но и из Ирана и других стран бассейна Персидского залива.
В настоящее время восстановление железной дороги из Армении в Иран нереально без крупных вложений, так как реализация проекта предварительно обойдется в более $1 млрд.
Эксперт отметил, что на фоне последних событий, Армению начинают больше воспринимать в качестве транзитного узла. Однако чтобы все это стало реальностью, наша страна должна решить ряд логистических и инфраструктурных задач, реализовать поставленные цели.
Напомним, Срединный коридор, соединяющий Китай и Европу, нацелен на оживление исторического Шелкового пути (Китай, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия, Турция - ЕС). Его роль актуализировалась на фоне инцидента с контейнеровозом The Ever Given, перекрывшим сообщение в Суэцком канале. Коридор также рассматривается в качестве выгодной альтернативы "Северному маршруту" через РФ и "Южному коридору" через Иран.