Приехав из Египта в Армению, Арменак Алачачян признался, что проиграл. Возможно. Зато советский баскетбол выиграл. Алачачян вошел в его историю как единственный баскетболист, который завоевал Кубок европейских чемпионов и как игрок, и как тренер.
Заняв в баскетболе лидирующие позиции, Алачачян придумал знаменитый финт, приводивший в восторг не только болельщиков, но и зубров мирового баскетбола, в том числе американского.
Любопытны детали передвижения Алачачяна в географическом пространстве. Родился в Каире, переехал в Ереван, затем была Алма-Ата, после Казахстана - Москва, дальше Америка и, наконец, Торонто, где и закончил свою славную жизнь в 2017 году. На надгробной плите выбито: "Восьмикратный чемпион СССР, четырехкратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр (1964 год)".
В трудный для армянина Алачачяна час руку помощи ему протянул чеченец Увайс Ахтаев, самый знаменитый и самый высокорослый баскетболист Советского Союза – 230 сантиметров. (Алачачян, пожалуй, самый низкорослый - 174 сантиметра).
В 1954 году наш герой порвал мениск, был отчислен из ереванского СКИФ-а (Спортивный клуб института физкультуры) и оказался не у дел. Вспомнил о чеченце Ахтаеве, приглашавшем его в Алма-Ату.
Ответ пришел на следующий день: "Обеспечим всем. Приезжай". Приехал, обеспечили всем, стал "звездой" казахстанского "Буревестника". Тем временем Алачачяну было уже двадцать девять - время уходить из спорта. Но тут перед ответственной игрой с рижанами Ахтаев заболел и Арменак с отъездом повременил, надо было спасать команду. "Буревестник" выиграл – это было первое поражение рижан в чемпионатах СССР.
Москва. Алачачян приходит на смотрины в ЦСКА. В команду взяли, но в качестве запасного, а поначалу и вовсе записали в состав дублеров. И тут в матче против рижан за четыре минуты до свистка тренер выпускает его на площадку. Армейцы опережают на четырнадцать очков. Четыре минуты и все решительно меняется.
Советского Александра Белого с его легендарным победным броском на последней секунде финала Мюнхенской Олимпиады помните? Запомним и Арменака Алачачяна!
На баскетбольной площадке игрок ростом в сто семьдесят четыре сантиметра выглядит так же нелепо, как балерина на футбольном поле – курьез и только. Низкорослый Алачачян же не просто удивлял, он восхищал! Знаменитый финт Арменака: резко выстрелить мячом в щит с корзиной, первым успеть к отскоку мяча, и аккуратно положить его куда надо. Просто, но получается не у всех. Попробуйте.
Такой "фокус" Арменак проделал в игре со сборной США, после чего тренер американцев Джон Маклендон стоя и долго аплодировал армянскому гению баскетбола! И вообще – на матчи с участием Алачачяна публика валила, как если бы шла на концерт Людмилы Зыкиной.
Любопытная информация о нашем росте (в смысле длины тела). Ушлые болельщики обратили внимание: в сообщения СМИ рост Ахтаева, Круминьша, Андреева и других баскетбольных гигантов того времени назывался разный, но упрекать в этом журналистов не надо. Оказалось, мы с вами утром выше, чем вечером, у низкорослых разница в самую малость, а у гигантов вроде Астахова люфт может составлять до пяти сантиметров.
Противостоять ему в игре было трудно, прессинг, при котором пятерка игроков пытались "закрыть" четырех соперников, чтоб те не смогли дать пас Ахтаеву, не помогал. Что делать? Приходилось прибегать к экзотическим трюкам.
Например, команда соперников, отчаявшись "закрыть" Ахтаева, пошла на невиданное: один из игроков сел на плечи другого и парочка бегала вокруг Ахтаева. Публика хохочет, судьи растерялись: с одной стороны, вроде бы сидеть игроку на игроке нельзя, а с другой – правилами это не запрещено. А что не запрещено, то разрешено.
В составе советской сборной Алачачян взял четыре золота чемпионатов Европы, серебро токийской Олимпиады, а после окончания карьеры игрока стал главным тренером ЦСКА, что было бы непросто, не будь первый заместитель министра обороны СССР (с 1967 года – министр обороны), маршал Советского Союза Андрей Гречко, увлеченным болельщиком баскетбола вообще, а команды ЦСКА в особенности.
Как-то после очередной победы ЦСКА под предводительством Алачачяна армейцев пригласил к себе Гречко.
"Почему вы не в форме?", - строго спросил Алачачяна маршал.
"Я не служу в армии", - ответил Алачачян.
На вопрос: "Не хотите?", он ответил: "Хочу. Не берут".
"Разберитесь с Алачачяном", – приказал Гречко адъютанту.
Офицерское звание Алачачяну было присвоено на следующий же день.
Отходя от главного сюжета, но в продолжение темы участия высших военных чинов СССР в судьбе выдающихся армянских спортсменов. 1960 год, краса и гордость армянского футбола Саркис Овивян в ударе, а тут приказ маршала Гречко "Срочно призвать в ряды Вооружённых Сил СССР гражданина Овивяна". Срочно призывают и прямым ходом вводят в футбольный клуб ЦСК армии. Еще бы! Таких, как Овивян, тогда в советском футболе было раз-два и обчелся, а в армянском – вообще некого рядом ставить.
Народ взбунтовался, в дело вмешался первый секретарь ЦК Сурен Товмасян. Не помогло. Тогда подключили первого замглавы советского правительства Анастаса Микояна и маршала Советского Союза Баграмяна. Помогло, разрешили служить в Армении, а в свободное время играть за ереванский "Спартак" (так тогда назывался "Арарат").
Сойдя с баскетбольной площадки, Алачачян стал главным тренером ЦСКА, после чего армейцы дважды становились чемпионами страны, выиграли кубок Европейских чемпионов и вообще – прославили советский баскетбол.
Между тем, дрязг доносов, подсиживаний в большом спорте было не меньше, чем во всем остальном. Оставался ли этом смысле Алачачян "вне игры"? Нет, такого его современники о нем не говорят. В 1970 году был отправлен в отставку.
Переехал в Канаду в возрасте сорока лет, работал таксистом, на бензоколонке, в пиццерии, пока не нашел свое – стал ювелиром. И дело пошло!