В армянском НК жизнь кипела всегда. Это не только край исторических памятников, церквей и дикой природы, но и молодой организм, живущий активной жизнью. У местной молодежи и гостей города было несколько мест, где можно было провести время, но, пожалуй, самым популярным был паб "Бардак". Войны сыграли решающую роль в жизни заведения: оно открылось после апрельской войны 2016 года, а после войны 2020 года оно превратилось из развлекательного заведения в музей реликвий. Основатель паба (участник двух карабахских войн) Азат Адамян на входе в паб установил деревянную дверь, вынесенную из музея Тигранакерта, во дворе стоял неразорвавшийся снаряд "Смерча", привезенный из Хнацаха, а внутри висели две вывески: со здания сельской администрации села Талиш и с дороги, ведущей в Тигранакерт.
Создатель и владелец паба "Бардак" Азат Адамян
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Учитывая сложности, Азат смог привезти в Ереван лишь эти две таблички: теперь они висят на стене ереванского "Бардака". "Уложил таблички в коробку от дрона и привез в Армению", - рассказывает он.
Степанакертский паб "Бардак" в Ереване
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Однако по пути в Армению Азат не знал, что Ереван станет конечной точкой следования и новым местом рождения паба – первоначально планы были совершенно иными.
"В последние месяцы мы были не только в блокаде, но и информационном вакууме. У нас не было интернета и, выезжая из Карабаха в Армению, мы вообще ничего не знали. Мы думали, что в Армении никому не нужны ... Ходили слухи, что, если в Армении скажем, что мы карабахцы, нас не примут, с нами будут плохо обращаться и тому подобное. Я решил уехать в Россию к родственникам. Хотел, чтобы у меня была возможность говорить, что я из Карабаха, пусть в России и не будут знать, где он находится. Зачем жить в Армении если я не смогу говорить, откуда я? Но, когда мы доехали до села Тех, я сразу передумал", - говорит Азат.
Степанакертский паб "Бардак" в Ереване
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
В селе Тех Сюникской области, где был один из первых пунктов приема перемещенных лиц, Азата и его семью встретили с такой любовью, что ложные пропагандистские стереотипы моментально развеялись.
"Мы в Степанакерте очень тяжело переживали тот факт, что в Армении за нас никто не борется, что люди не выходят на улицы. Сейчас, когда я живу в Ереване, работаю, живу в ритме Еревана, не успеваю узнавать, что происходит в стране. А что касается демонстраций, то все видели, к чему это привело... (имеются в виду демонстрации 2018 года)", - говорит Азат.
Степанакертский паб "Бардак" в Ереване
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
Ереванский "Бардак" в десять раз больше карабахского
Азат планирует использовать помещения так, как никогда не использовал в Степанакертском "Бардаке", организуя музыкальные программы, концертные мероприятия. В ереванском "Бардаке" у Азата также есть свой отдельный офис.
Создатель и владелец паба "Бардак" Азат Адамян
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
"В Карабахе у меня не было офиса, но был дом", - грустно улыбается он.
Азат говорит, что есть мелкие вопросы, которые значительно облегчают жизнь ереванскому "Бардаку". К примеру, в Ереване доступен гораздо более широкий ассортимент напитков, чем в Карабахе.
Степанакертский паб "Бардак" в Ереване
© Sputnik / Andranik Ghazaryan
"Я должен перенести сюда все свои программы, которые планировал осуществить в Карабахе. После того, как поставлю паб "на ноги", займусь организацией летнего лагеря и открытием винного бара", - делится он планами и добавляет, что в Ереване хочет создать что-то лучшее, чем у него было до того: только это может смягчить горечь потерь.