ЕРЕВАН, 19 дек – Sputnik. Вытеснение России из региона Южного Кавказа нарушит баланс сил, что может привести к снижению уровня суверенитета Армении от государства до "территории". Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал политолог Ален Гевондян.
Он замечает, что некоторым в Армении кажется, что "антироссийская позиция нас спасет". Причем, антироссийские настроения, по словам Гевондяна, распространяются в армянском обществе сектантскими инструментами. Зачастую доходит до абсурда — люди, имеющие родственников-гастарбайтеров в России, могут занимать антироссийскую позицию. Однако, элементарная логика подсказывает, что если нет противовесов, то есть нет баланса, и в регионе начинает доминировать лишь одно государство, то будущее этого региона ставится в зависимость от интересов и капризов одного государства.
"Мы должны пошевелить серыми клеточками мозга и понять, что для баланса важно, чтобы здесь присутствовали несколько сил. Чтобы было равновесие. Чтобы при возникновении проблем, у нас было пространство для политического маневра. Когда мы говорим о вытеснении России, многие это воспринимают так, что об этом говорят "русские пропагандисты". Умники, проблема не в российской или американской пропаганде. Проблема в отсутствии баланса. Если баланса не будет, то один из центров, одна из столиц просто проглотит тебя", - уверен эксперт.
Он также подчеркивает, что, говоря о поглощении, имеет в виду не только вооруженное нападение, или уступку земель. Речь также об экономическом поглощении страны. Любое государство это не только политическая или военно-политическая единица. Это еще и экономическая конфигурация, говорит политолог. То есть, не исключено, что на определенном этапе Азербайджан будет определять, какие сферы экономики Армении следует развивать.
В контексте нарушения баланса сил в регионе эксперт видит и готовящийся к подписанию договор Армения-Азербайджан. Этот договор проведет "красную линию", связанную с балансом сил в регионе не в пользу одного из крупных игроков, а именно — России, говорит он. При этом он замечает, что "не в пользу" говорится лишь условно, поскольку у крупных игроков имеется в распоряжении широкий инструментарий в плане воздействия на те, или иные государства или самовыражения во внутренней политике стран региона. Соответственно, на случай, если даже такой договор будет подписан, у России есть разные инструменты по части воздействия на ситуации, явления и государства, сказал Гевондян. Он также добавил, что у США также есть инструменты, но несколько иные.
"В геополитике считается очень нормальным явлением для сверхдержав, неважно, о каком государстве идет речь, использовать какую-то страну и выбросить. Потом еще раз использовать и снова выбросить. Здесь надо воздержаться от инфантилизма, романтизма, "вот, нам обещали", "нас уговорили", "обещали стать гарантами". В геополитике неуместны обещания в художественно-театральных формулировках", - заявил политолог.
По его словам, турецко-азербайджанский тандем требует от Армении подписания договора и действующая власть вбрасывает в общество популистские тезисы, стремясь нарушить баланс в регионе любой ценой. Один из таких тезисов – что "НАТО может обеспечить нашу безопасность". Даже если теоретически предположить, что наша страна "условно вступит" в НАТО, Турция может ввести свои войска в Армению в рамках "сотрудничества", поскольку очень самостоятельна в рамках Североатлантического альянса, предупреждает политолог.
Те люди, которые ставят популистские вопросы, получают зарплату из неких "центров" и осуществляют так называемую "экспертную" деятельность. Что при этом останется от Армении – они ответственности не несут, замечает Гевондян.
"Вообще, малые страны должны очень четко понимать, что у них нет больших возможностей. Их маневр может уместиться лишь в "просвет" между интересами крупных стран. Люфт возможен только в этих пределах. Когда ты пытаешься быть более антироссийским, чем украинцы, или антиамериканским, настанет момент, когда у тебя не будет возможности усилить свои позиции за счет грамотной дипломатии и игры на интересах того, или иного субъекта. Ты должен понимать — для того, чтобы сохранить государство, ты должен обеспечить баланс интересов", - подчеркнул собеседник Sputnik Армения.
На взгляд эксперта, премьер-министр Армении скован в действиях Турцией и Азербайджаном. И этот фактор им достаточно хорошо удается использовать. Гевондян полагает, что Азербайджану и Турции нужно, чтобы Армения из государства превратилась в "территорию". А чем государство отличается от территории? Государство подразумевает суверенитет, наличие армии, определенную внешнеполитическую независимость и политическое самосознание, говорит он.
"Азербайджан хочет, чтобы Армения стала полу-международным субъектом, лишь исполняющим чужую волю. Мы де-факто имеем такую ситуацию. В приграничных подразделениях от Сотка до Мегри действует запрет на ответный огонь в случае обстрелов с азербайджанской стороны. Пусть прямо сейчас сотрудники МО подадут на меня в суд и докажут, что ничего такого не было в прошлом и нет сейчас. Обещаю им сюрпризы. На уровне 500 свидетелей. Более того, часть солдат не получала магазинов с патронами к оружию", - утверждает эксперт.
Говоря об Азербайджане и Турции, политолог имеет в виду наличие 3-го и даже 4-го игроков в лице США, Великобритании и ЕС. То есть, в Анкаре и Баку руководствуются не только своими интересами, но и представляют интересы вторых-третьих стран. Причем, иногда эти страны и сами вступают в игру. И в какой-то мере это им удается. Например, сейчас реализуется западная концепция подписания мирного договора и Пашинян понимает, что должен оправдать ожидания, возложенные на него Западом и стремится как можно скорее реализовать обязательство, которое он взял на себя, считает Гевондян.
"Что касается договора в геополитическом смысле, то 95% его положений носят антиармянский характер. То есть, не имеют ничего общего с интересами Армении. Этот договор не относится к гражданскому праву. Там изложены обязательства, которые будут обязывать Армению поступать тем или иным образом. И после этого государство Армения будет формально существовать, но в содержательном смысле станет очень уязвимой и поддающейся внешнему управлению", - говорит эксперт.
Гевондян отмечает, что вытеснение России из региона Южного Кавказа — компонент большой геополитической игры. И деарменизация Нагорного Карабаха была одним из ее элементов. В геополитическом плане Россия и Иран — конкуренты Запада. А в случае вытеснения России Иран существенно ослабит зону своего влияния, полагает он.
"Распространяя на разных площадках "перекресточную логику" и "диалог о сотрудничестве", Армения добровольно вписалась в этот формат. Премьер-министр Армении подставил страну, которую возглавляет, этому большому соперничеству. Это не просто конкуренция. На каком-то этапе она может перерасти в масштабное столкновение", - замечает политолог, добавляя, что антироссийская риторика придает определенную "легитимность" тому инструментарию, который применяется в геополитическом противостоянии с Россией.
Власти Армении, говорит он, должны руководствоваться сухим расчетом, основанным на имеющихся ресурсах, пытаясь обеспечить повестку своей страны. Какую позицию занимают другие страны – это вопрос их национальных интересов.
"Занимать услужливую позицию – губительная повестка. Но если пораженческая концепция для вас жизненно необходима, сдавайтесь, что еще тут скажешь. Дайте себя уничтожить, а потом в различных очагах миграции открывайте объекты общепита с названием "Ереван", "Эчмиадзин", "Гюмри". Живите в соответствии с психологией беженца, лишь вспоминая о том, что в свое время у вас было государство. Если вы хотите стать материалом для бойни, это личный выбор каждого. Но помните, что Армянин – это политическая категория. И не надо втягивать народ в политику с таким восприятием", - заключил Гевондян.
Он уверен — армяне обладают самолюбием, силой, волей и самосознанием, и должны понимать, что государство для нас — важнейшая ценность в мире.