Решение Комиссии по ТВ и радио в отношении радио Sputnik Армения было несоразмерным: СЖА

Петербургский международный экономический форум. День первый
СЖА считает недопустимым использование государственного ресурса для решения проблем частного характера, поскольку защита чести и достоинства любого публичного должностного лица не входит в функции Комиссии.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 27 дек – Sputnik. Союз журналистов Армении выступил с осуждением решения Комиссии по ТВ и радио о приостановке вещания радио Sputnik Армения. Приводим полный текст заявления:
"20 декабря Комиссия по телевидению и радио приняла решение приостановить на 30 дней деятельность компании "Тоспа", ретранслирующей радио Sputnik Армения. Компания также была оштрафована на 500 тысяч драмов. В качестве основания для отстранения от эфира названы мысли, высказанные в ходе программ "АбовянTime" Армана Абовяна и "Пятница с Тиграном Кеосаяном".
Насколько можно судить из официальных документов, опубликованных Комиссией по телевидению и радио, правовой основой возбужденных административных дел и принятых по их итогам решений послужила часть 1 статьи 9 Закона "Об аудиовизуальных средствах массовой информации", согласно которому запрещено призывать к действиям, не разрешенным законом. При этом официальные документы ссылаются на статью 7 части 1, пункты 2 и 3 того же закона, которые определяют обязанность вещателя исправлять любые неверные или недостоверные данные в следующей или той же программе, а также предупреждать об информации, полученной из недостоверных или анонимных источников.
В контексте вышеизложенного Союз журналистов Армении считает важным также упомянуть подход Европейского суда по правам человека в отношении СМИ, согласно которому последние наделены самой широкой свободой слова, поскольку они осуществляют деятельность, направленную на получение, обработку и информирование общества полученной информации. Естественно, СМИ не обязаны публиковать только официальную информацию, а имеют право собирать и распространять ту информацию, которая опубликована другими источниками. Несомненно, каждый человек, осуществляющий медийную деятельность (журналист, комментатор, ведущий), имеет право проводить собственный анализ и на его основе высказывать оценочные суждения, что никоим образом не может привести к негативным последствиям для него.
Информация о двух административных производствах, опубликованная Комиссией, и, в частности, о двух принятых в их рамках решениях, построена на основе одних и тех же правовых норм, но с несколько разным обоснованием.
Так, например, проблемной фразой в рамках программы "Абовян Time" названа: "...если раньше концепция была: отдадим Карабах, чтобы жить в мире, то теперь — отдадим Тавуш, чтобы жить в мире, сдавайте Сюник, чтобы жить в мире".
Указанная фраза была расценена Комиссией по телевидению и радио как информация, не обладающая достаточной степенью достоверности, в отношении которой вещатель якобы был обязан предоставить соответствующую информацию. Прежде всего, упомянутая фраза вырвана из контекста и даже не представляет собой законченного предложения, которое, на наш взгляд, укладывается в рамки оценочного суждения журналиста.

Если бы Комиссия в рамках своего полного, всестороннего и объективного исследования рассмотрела всю мысль полностью, а не одну часть предложения, то возможно, пришла бы совсем к другому выводу, поскольку озвученная в программе позиция есть не что иное, как оценочное суждение, основанное на общеизвестных наблюдениях и определенной информации, широко распространенной в нашем обществе.

Между тем Комиссия посчитала это аргументом, источник которого вещателем не раскрыт должным образом.
Союз журналистов Армении осуждает возбуждение Комиссией административного дела и откровенное проявление этой структурой двойных стандартов в отношении данного выпуска программы "АбовянTime". Многие провластные СМИ и даже Общественное телевидение, находящиеся в зоне ответственности Комиссии, имеют множество передач, более проблемных, чем "АбовянTime". В них часто звучат призывы к насилию, ложная, непроверенная и неподтвержденная информация об оппозиционерах и других лицах, однако к ним не было принято решение о приостановке в рамках административного производства. Допустимо ли рассматривать такой дифференцированный подход и нарушение принципа равенства, закрепленного в Конституции, со стороны государственного органа, на который возложена прямая обязанность обеспечивать принцип равенства и беспристрастности для всех без исключения представителей аудиовизуальных СМИ?
Что касается второго административного производства, касающегося программы "Пятница с Тиграном Кеосаяном". Прежде всего, Союз журналистов Армении решительно осуждает высказывания Кеосаяна в любом контексте относительно Республики Армения, а также армянства в целом. Мы призываем вас воздерживаться от риторики, ставящей под сомнение суверенитет и государственность Республики Армения, даже если это делается в пропагандистских целях.
Однако следует отметить, что согласно закону, Комиссия по телевидению и радио, будучи неполитической структурой, в функции которой входит контроль над телевидением и радио, допустила широкую интерпретацию заявлений Тиграна Кеосаяна, адресованных Николу Пашиняну. Фактически Комиссия по телевидению и радио посчитала высказывания Пашиняна оскорблением армянского народа. Полагаем, что такой подход по меньшей мере не вытекает из полномочий Комиссии, поскольку защита чести и достоинства любого публичного должностного лица не входит в ее функции.
Кроме того, отметим, что суждения, прозвучавшие в отношении Никола Пашиняна, которые в целом можно отнести к области оскорбления или клеветы, должны были стать предметом рассмотрения в суде, а не в Комиссии по телевидению и радио.
Считаем необходимым еще раз отметить, что правовые нормы, на которые ссылается Комиссия по ТВ и радио, в данном случае не применимы, поскольку в обоих выпусках не было призыва к несанкционированному действию или публикации неверных, недостоверных данных. В данном случае мы имеем дело с оценочными высказываниями, которые широко защищены с точки зрения журналистских свобод.
Повторяем, даже если нарушение прав имеет место, то оно должно обсуждаться в контексте защиты чести и достоинства, для чего реализуются гражданско-правовые механизмы, и использования государственного ресурса для решения проблем частного характера. Этим решением Комиссии было допущено явное злоупотребление административным ресурсом в целях защиты чести и достоинства Никола Пашиняна, что противоречит позиции государства по данному вопросу. Государственный орган не должен и не может защищать честь и достоинство любого человека, в том числе высокопоставленного должностного лица. Задача государственного органа, в данном случае Комиссии, – предотвращать посягательства на общественные интересы, а не защищать честь и достоинство высокопоставленного чиновника, в данном случае Никола Пашиняна. По обоим административным производствам фактов распространения как подстрекательских высказываний, так и заведомо ложной информации нет.
Мы утверждаем, что наказание, примененное Комиссией, было явно несоразмерным.
Говоря о дифференцированном и предвзятом подходе, отметим, что в этом могут возникнуть обоснованные сомнения еще и по той простой причине, что председатель комиссии Тигран Акопян, являющийся главой деполитизированной структуры, имеющий конституционно и законодательно закрепленную обязанность проявлять политическую сдержанность, на Общественном телевидении совместно с Петросом Казаряном ведет передачу, где часто обсуждаются вопросы политического контекста, в рамках которой можно сделать предположения о политических взглядах самого Тиграна Акопяна, которые очень часто вводят в заблуждение общественность, служа распространению правительственной пропаганды. Учитывая вышеизложенное, возникает обоснованное сомнение в том, не влияют ли политические взгляды Тиграна Акопяна, председателя неполитической независимой структуры – Комиссии по телевидению и радио, на реализацию полномочий его самого и возглавляемой им Комиссии".
Ранее председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев назвал нарушением свободы слова и распространения информации решение армянского регулятора приостановить на 30 дней работу вещателя радио Sputnik Армения. По его словам, очень многие в Армении знают русский язык, и для них вещание российских каналов — часть информационного потока.