Ереван заявил о готовности к маю запустить торговый коридор, связывающий Индию и Иран с Грузией, странами ЕС и РФ. Армянское предложение не ново, однако, оно приобрело новую актуальность на фоне кризиса вокруг Суэцкого канала.
18 декабря 2023 года нападению йеменских хуситов в Красном море подвергся нефтяной и химический танкер Swan Atlantic. На это сразу же отреагировало мировое судоходство: компании начали отказываться от маршрутов через Красное море в пользу "африканского пути".
Тут же отметим, что на транзит через Суэцкий канал приходится около 12% мировой торговли и 30% контейнерного трафика. Маршрут через Суэцкий канал из стран Персидского залива в Северную Европу занимает 14 дней, путь вокруг Африки - 24 дня. "Африканский маршрут" обходится компаниям в дополнительный $1 млн на каждую перевозку и 10 лишних дней в пути. Кроме того, путь через мыс Доброй Надежды на юге Африки не безопасен из–за нерешенного вопроса с пиратством, а также сложных погодных условий. Все это не может не влиять на мировые логистические компании, которые уже пересматривают транспортные маршруты в пользу сухопутных путей.
Морской транспорт выгоден, так как морем можно перевезти больше груза, однако его нестабильность настораживает логистические компании. Суэцкий кризис показал всю хрупкость международных цепочек поставок, на которые опирается глобальная экономика. Выросли спотовые тарифы на морские перевозки, изменились маршруты перемещения товаров между Азией и Европой, нарушены цепочки поставок в таких отраслях, как строительство, автомобилестроение, химическая промышленность и машиностроение.
При чем тут Армения?
Ситуация с Суэцким каналом не может длиться слишком долго. Однако она уже как минимум нивелировала влияние морского транспорта на глобальную систему поставок. Более того, грузоперевозчики стали все чаще рассматривать в качестве стабильных перевозок транспортные сухопутные коридоры или мультимодальные маршруты.
На этом фоне возрастает роль транспортных проектов с подключением стран Южного Кавказа, в частности Армении.
Вопрос связки Еревана, как ключевого транспортного узла между Индией и Ираном с ЕС и ЕАЭС муссируется последние годы. Тема актуализировалась в марте 2023 года, во время визита главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Индию. В частности, он анонсировал создание мультимодального скоростного маршрута международных грузоперевозок с подключением Тегерана и Дели. Тогда же Армения и Индия начали переговоры о подписании двустороннего соглашения о международных автомобильных перевозках.
В мае 2023 года армянская сторона заявила об открытии операторского пункта в порту Чабахар, создала рабочую группу по этому вопросу и разработала дорожную карту по имплементации бесшовного коридора. Речь идет о параллельном международному транспортному коридору "Север-Юг" маршруте через Армению. Он позволит сократить путь индийским товарам в Россию и страны Европы через Черное море.
В январе 2024 года Ереван договорился с коллегами из Дели и Тегерана, решить до мая текущего года все вопросы, и наконец-то запустить торговый маршрут между индийским портом Мумбаи в Армению через Иран. Стороны наметили план действий для обеспечения беспрепятственных грузоперевозок из Индии в Армению, далее в Грузию и страны ЕС и в обратном направлении. Планируется также разработка и внедрение стандартов электронного документооборота. Это позволит оперативно осуществлять пропуск товаров через таможенные пункты, а также максимально быстро заполнять таможенные декларации.
Маршрут через Ереван в настоящее время более чем актуален, особенно для Дели. Отметим, что 9% грузов, проходящих через Суэцкий канал так или иначе связаны с Индией, половина индийского экспорта в ЕС и Северную Африку приходится на этот маршрут, а 65% индийской нефти марки Brent проходит через Суэцкий канал. Кроме того, важно также учесть и заморозку инициированного индийской стороной мегапроекта - запуска "Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа" (IMEC) из-за ситуации на Ближнем Востоке.
На этом фоне Ереван может более успешно чем когда-либо пролоббировать давно обсуждаемый маршрут через Иран и Армению к бассейну Черного моря.
Когда заработает армянская альтернатива?
Предлагаемый Ереваном коридор может стать альтернативным маршрутом для доставки грузов из Индии и Ирана в Европу и Россию. Маршрут с участием Ирана и Армении позволит сократить расходы на логистику на 25%, а также почти вдвое – время транспортировки.
Так, грузы из Индии могут доставляться в порт Чабахар (юго-восток Ирана), далее - по суше - в Армению (либо автомобильным путем, либо по ж/д), следом - в Грузию, и уже оттуда - в порты Болгарии или Греции, либо же в Россию (через морские порты или МАПП "Верхний Ларс").
"Армянский путь" позволит Индии и Ирану увеличить присутствие на Южном Кавказе. Кроме экономических выгод, в случае с Дели, навязать конкуренцию пакистанскому маршруту, который проходит через порт Гвадар и соединяет Афганистан и Центральную Азию с Индийским океаном.
Запуск коридора, поспособствует и улучшению существующих и строительству новых объектов инфраструктуры, а также даст Армении возможность для наращивания собственного экспорта в Иран, Индию, страны ЕС и ЕАЭС. Кроме выгод от самого транзита, задействование бесшовного маршрута приведет к снижению транспортных издержек.
Однако надо понимать, что к маю он не сможет заработать в полной мере. Дело в том, что кроме решения таможенных вопросов, в Армении должна быть создана соответствующая инфраструктура, которая сможет обеспечить транспортировку грузов быстро и по возможности беспрепятственно.
Для того, чтобы стать серьезным транспортным и логистическим хабом и перетянуть грузопотоки Армения должна решить все инфраструктурные вопросы.
Перед Ереваном стоит задача ремонта и прокладки свыше 1,1 тыс км автомобильных или 130 км ж/д дорог. Из них самый большой и ключевой на этом треке участок - автомобильная дорога Север-Юг. Только ее протяженность после реконструкции составит 461 км, а армянская сторона его в лучшем случае достроит за 8 лет.
Кроме того, Ереван должен восстановить 4 участка железнодорожной инфраструктуры с Азербайджаном и Турцией общей стоимостью в $400-500 млн.
Несмотря на эти сложности, Ереван должен в кратчайшие сроки найти инвестиции, решить инфраструктурные вопросы и пока есть шанс, занять свою нишу в транспортной паутине региона.